Единственное IPO, которое было анонсировано в этом году – это первичное размещение акций компании АЛМАР на СПБ бирже. Оно предполагается в самостоятельном сегменте, который был создан под юниорные компании. Давайте немного разберемся, что же это такое и почему размещение юниоров отличается от всех знакомых российскому рынку IPO.
Что это?
Горными юниорами называют быстро растущие компании, работающие в сфере геологоразведки твердых полезных ископаемых (золота, алмазов, меди, и т.д.). Они значимые для добывающего сектора игроки в силу их роли в геологоразведке и встроенности в структуру сектора, обеспечивают его восполнение и расширение за счет новых, как правило, небольших месторождений, не столь привлекательных для крупных игроков рынка в силу своих относительно малых запасов и относительно коротких, в контексте деятельности крупного игрока, сроков эксплуатации. Другими словами – без юниорных компаний добывающий сектор в мире просто не существует.
Что такое юниоры с точки зрения биржевого размещения?
В своей инвестиционной деятельности компании-юниоры ориентируются, в первую очередь, на получение финансирования для завершения геологоразведки и для последующего перехода на стадию добычи, роста и развития до уровня зрелой горнодобывающей компании. Есть существенная часть юниоров, которые подтвердив свои запасы за счет привлеченного финансирования, выходят на поглощение с гораздо более крупными игроками рынка в качестве прозрачного банка месторождений с правом добычи. В любом случае, какой бы ни была стратегия последующего развития такого типа компаний, именно биржевые инвестиции на стадии, когда у юниоров в большинстве своем еще нет собственных доходов, являются общепризнанными для мирового финансового рынка. Российский рынок с таким типом компаний еще не знаком, потому и возникает много вопросов и непонимания, как компания без операционной прибыли может выходить на биржу.
Изначально юниорам было доступно лишь венчурное финансирование со стороны отраслевых венчурных компаний или стратегических инвесторов, однако за последние 20 лет значительно выросла роль биржевых площадок, где такие компании могут получить финансирование от розничных инвесторов. Известные мировые биржи (например, канадская и австралийская) изначально не планировались как юниорные, но популярность этого сегмента привела к востребованности большого количества размещений и повышения доли такого размещений на мировых площадках.
Что с доходностью?
Инвестиции в юниоров – это больше вложения на перспективу: максимальная капитализация по ним возможна на последующих после геологоразведки стадиях, когда компания уже выходит на этап добычи или продажи мейджору, но и на предыдущих этапах при подтверждении запасов, этапов разработки, а потом и дивидендов акции начинают расти. Тут еще одно отличие юниоров от других рыночных компаний – на стоимость акций качественно в меньшей степени влияет рыночная конъюнктура, а в большей –показатели эффективного исполнения собственной стратегии. В общем, получается, что это больше хэджирующий инструмент или, так называемый, антиинфляционный – зайти, переждать нестабильность рынка и период геологоразведки, а затем выйти в наиболее подходящий момент на понятном рынке и с понятной доходностью.
Юниорный сегмент по доходности сравним с венчурными инвестициями. Но в отличие от private equity и венчурных инвестиций у инвесторов есть возможность продажи акций юниоров на бирже.
Что определяет доходность юниоров?
У юниорных компаний есть несколько общих факторов инвестиционной привлекательности: эффект низкой базы, оптимизированные расходы, долгосрочная устойчивость, так как вопрос доступа к рынкам сбыта становится актуальным уже после завершения разведки, у юниорных компаний есть время для проработки каналов сбыта сырья и оптимизации транзакционных издержек, связанных с логистикой и расчетами.
У каждого отдельного юниора есть свои уникальные факторы. В частности, АЛМАР выделяет:
— перспективную неосвоенную минерально-сырьевую базу из малых и средних россыпных месторождений алмазов,
— профессиональную команду со средним опытом работы в отрасли более 20 лет,
— высокую маржинальность upstream сегмента алмазного рынка, в котором планирует работать,
— отсутствие заимствований за рубежом и долговой нагрузки как таковой,
— низкую волатильность рынка природных алмазов,
— невысокую зависимость от геополитических рисков.
Что с рисками?
Риски у юниоров есть. Основные – это геологические, когда прогноз запасов подтверждается в меньшем размере или когда изменение цены на сырье меняет оценку подтвержденных запасов, и географические или страновые, когда минерально-сырьевая база юниора находится в странах второго эшелона (например, в Африке), где могут случатся какие-то свои внутренние катаклизмы.
Тем не менее, риски юниоров можно в достаточной степени оценить. Для этого в юниорных биржах и в частности, в юниорном сегменте СПБ Биржи, действует квалифицирующая процедура. Она позволяет отобрать наиболее качественных юниоров и подготовить их и их горные проекты так, чтобы к моменту листинга риски стали минимальны и были бы прозрачны и понятны для инвесторов. Но так как они имеются, в России к размещению допускаются только квалифицированные и профессиональные инвесторы.
Так, IPO или нет?
Давайте по порядку, чтобы было понятно:
— СПБ Биржа не стремится называть размещение первого российского юниора-эмитента IPO, потому что участники ограничены квалифицированными инвесторами.
— На IPO зрелых компаний можно зарабатывать только при условии роста всего финансового рынка, а индексы не растут уже давно. Юниоры позволяют зарабатывать не на росте экономики или ее секьюритизации, а на эффекте низкой базы юниора. Так раньше зарабатывали только стратегические инвесторы, теперь эта возможность есть у российских квалинвесторов. Инвесторы за последние 2 года привыкли к супердоходностям. Сейчас, во многом, эти привычные доходности у них забрали. Теоретически, юниоры могут их вернуть.
— Размер сделок небольшой, в среднем, 300-700 млн. р. плюс небольшой требуемый free-float (min 5%).
спасибо за статью.
Но, Господи, какой ipo?! какой юниор! тут «крупнейший старик» кидает инвесторов… нести деньги сегодня в ipo — так себе затея, лучше перенести до лучших времен.