Обсуждаю ряд насущных вопросов по этой теме в беседе для портала Финам.
В нынешней ситуации на глобальных финансовых рынках можно усмотреть параллели с 1982 годом. Тогда СССР был под санкциями из-за войны в Афганистане, цены нефти росли, в США наблюдалась высокая инфляция, ФРС ужесточала денежно-кредитную политику, а глобальные рынки акций падали в первые месяцы года. Однако во 2-м полугодии фондовые рынки перешли к росту и сумели превысить отметки начала года, причем с этого момента начался длительный цикл их повышения.
В чем сходства и различия нынешней ситуации на финрынках с 1982?
Сходства Вы упомянули, а именно санкции на нашу страну, растущие цены на нефть, высокая инфляция в США, ужесточение денежно-кредитной политики и падение фондовых рынков в ответ.
Теперь о различиях. Во-первых, за точку отсчета для сравнения я бы взял 1979 г, когда СССР вошел в Афганистан. К тому моменту цены на нефть уже шесть лет росли с небольшими откатами и должны были расти еще три года. Иными словами, цикл роста нефти, растянувшийся тогда почти на десятилетие, был еще в самом разгаре. На сегодняшний же день нефть растет еще относительно недавно (вспомним отрицательные цены всего два года назад). И если тогда облегчение наступило через три года, сейчас, возможно, понадобится и больше времени, учитывая зеленую повестку на Западе и связанное с ней нежелание инвестировать в добывающие отрасли.
Ужесточение денежной-кредитной политики тогда было чрезвычайно жестким. Ставку поднимали почти до 20% и долгие годы держали выше уровня инфляции. Сейчас, и общий курс американских властей на поддержание рынков, и риторика ФРС предполагают крайне умеренные антиинфляционные меры. Ставку держат в разы ниже инфляции, и, по прогнозам, еще долго будут держать на том же относительном уровне.
Важно и то, что за прошедшие десятилетия мягкой денежно-кредитной политики сформировалась экономика с большим объемом долгов, в том числе плохих. Этому способствовали отрицательные реальные ставки. Такую, хрупкую, экономику гораздо легче уронить высокими ставками, почему мы и наблюдаем сейчас такую умеренную политику.
Возможен ли выход из кризиса по сценарию, подобному 1982?
Тогдашним сценарием была рейганомика – консервативная политика, основанная на традиционных американских ценностях, стимулировании предпринимательства и ответственности бизнеса. Сегодняшняя Америка – это другое общество и другая экономика. Но нельзя исключать, что и сейчас в США и в мире в целом высокие цены на нефть подстегнут инвестиции в отрасль, вырастет предложение и цены упадут.
Но для выхода из кризиса важно и ослабление геополитической напряженности, чтобы западный мир мог беспрепятственно получать от России и другие важные для него ресурсы и услуги. В 80-е при Горбачеве как раз так и было.
Стоит ли ожидать поворота глобальных фондовых рынков к росту, если да – какие причины могут этому способствовать и какие сектора могут стать драйверами?
Едва ли. Сейчас росту рынков ничто не способствует – ни международные отношения, ни текущий цикл антиинфляционных мер. Но определенные сектора могут вырасти. На этот раз я бы ожидал этого от традиционных секторов – энергетики, добывающей промышленности и т.д., которые долго были в тени растущих технологических отраслей.
Возможен ли длительный рост в последующие несколько лет?
Смотря где. Рост обычно вызывается интенсивной международной торговлей. Сейчас для нее наступают не самые лучшие времена.
Если исключаете такой сценарий, то почему – какие факторы сработали в 1982 году, но не сработают в 2022?
Уже упомянутая рейганомика, на которую сейчас надеяться не приходится.
Каков, на ваш взгляд, основной сценарий для рынков США, Европы и Китая до конца текущего года?
США и Европа, скорее всего, продолжат нисходящее движение с легкими коррекциями. Китай – традиционно для него циклически.
Какие факторы будут определяющими для их динамики?
Для Запада нарушение логистических связей, инфляция, равно как постепенное повышение ставок и прочее закручивание гаек.
Что будет с российским фондовым рынком – будет ли на него влиять ситуация на глобальных рынках, или он совсем «оторвался» и будет теперь развиваться по своим законам?
Напрямую глобальные рынки на него не будут действовать, но косвенное влияние будет сохраняться. Основные факторы здесь – это самочувствие экономики в новых для нее условиях, ход СВО и ее восприятие населением и наличие альтернатив нашему рынку. Если население будет считать, что дела на войне и в экономике идут неплохо, если его доходы сильно не просядут, а американский рынок будет восприниматься как слишком рискованный, деньги пойдут на наш рынок просто потому, что больше некуда.
Возможен ли существенный его рост в 2022 году, если да – какие сектора могут стать «локомотивами» роста?
Возможен, и главная причина в его чрезвычайной дешевизне. Энергетические и прочие ресурсные сектора, получающие повышенные прибыли благодаря возросшим ценам, сельское хозяйство и удобрения, а также компании, работающие на внутренний рынок, получающие выигрыш от ослабления конкуренции, напр., розничная торговля и банковский сектор.
Мы только ждем стагфляцию, а 82 — уже очевидный выход из него. Напомню, максимум ставок — 1981 год.