В четверг 16 июня на Питерском международном экономическом форуме Эльвира Сахипзадовна критически прошлась по российскому бизнесу: мол, в своих проектах бизнес хочет использовать поменьше своих и побольше средств заёмных, полученных в долг, то есть, кредита.
«У нас в стране не недостаток долга [кредита], а недостаток капитала. А долг — это вообще «плечо», это когда у вас есть проект, есть капитал и с помощью кредита вы можете расширять производство. У нас идёт подмена одного другим.»
Действительно, к проектам, в которые вложена большая доля собственных средств, у предпринимателей отношение всегда более бережное, чем в случае стопроцентного долгового финансирования.
Однако невольно Эльвира Набиуллина затронула тему, которая куда в большей мере касается самого Банка России.
Подставить плечо финансовому секторуДело в том, что ведь и банковский (или финансовый) сектор тоже работает «с плечом».
Имея за душой всего 4,8 триллиона рублей на различных счетах в ЦБ и в своих кассах (далее – «деньги банков»), кредитные организации России поддерживают безналичные счета на сумму 55 триллионов рублей.
Это — тоже «плечо», причём плечо гигантское, один к одиннадцати.
Чем больше такое плечо, тем выше риски банковской системы. И тем больше вероятность, что банкам придётся сжимать денежную массу (те самые 55 триллионов), чтобы плечо (а значит, и свои риски) снизить.
Прискорбно же в данном случае то, что как раз Банк России их сейчас к этому буквально принуждает, сжимая как денежную базу страны в целом, так и деньги банков (а деньги банков — это часть денежной базы) в частности.
Так, на 1 мая 2022 года деньги банков показали четырёхлетние, с 2018 года, минимумы.
Действительность же, словами сатирика, оказалась ещё хуже, чем на самом деле: четырёхлетние минимумы денег банков – это минимумы лишь в номинале. Если же посчитать в реальном выражении (то есть, после корректировки на инфляцию), то выйдет, что денег у банков сейчас в России меньше, чем было 15(!) лет назад, в 2007 году.
Банки — пока — поддерживают номинальный рост денежной массы. Но не за счёт роста «денег банков» (деньги банков, повторим, лишь часть денежной базы и полностью подконтрольны Центробанку), а за счёт увеличения рисков, то есть, того самого «плеча» имени Эльвиры Набиуллиной.
На графике видно, что с комфортных для банковской системы уровней в 6-7 раз «кредитное плечо» выросло до рекордных 11,4.
ЦБ легко мог бы снизить риски банковской системы и уменьшить плечо. Для этого ему достаточно было бы всего лишь нарастить денежную базу (которая, повторим, полностью в его власти). Но Банк России, по младореформаторскому ещё алгоритму, пока делает всё наоборот: он денежную базу сжимает.
Какое-то время коммерческие банки протянут с такими рисками. (Если из-под электрика вырвали стремянку, он может какое-то время висеть, зацепившись за люстру.) Но последующее падение — неизбежно. В нашем случае – неизбежно падение денежной массы.
В условиях, когда страна переживает тяжелейшую вынужденную трансформацию, а в рублёвую зону вовлекаются новые миллионы людей и тысячи бизнесов из Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей, это будет равносильно удару под дых. И трудно сейчас предсказать, не отправит ли такой удар с плеча всю российскую экономику в нокаут.
Конечно, остаётся вероятность, что банки, чтобы снизить свои риски и компенсировать зажим денежной базы Центробанком, сами резко снизят свою кредитную активность. Тысячи бизнесов и миллионы людей при этом пострадают, но зато хотя бы экономика в целом устоит на ногах.
И, конечно, нельзя исключать и положительный, хотя и фантастический вариант развития событий. Вдруг Банк России сменит гнев на милость и решится «подставить плечо» банковской системе, вдруг вместо привычного зажима денежной базы станет резко её наращивать.
Была бы у ЦБ своя голова на плечах, он бы так и сделал. Но в том большие сомнения...
С.Блинов zen.yandex.ru/media/m2econ/na-plechah-nabiullinoi-62acf38490520a318752c22c?&
Регулятор имея все рычаги управления, вместо регулировок читает нотации про плечевую безответственность.
Блинов чётко, прямо в корень зрит. Рост ВВП на 99%(!!!) коррелирует с темпом роста реальной денежной массы.
Люди легко сами разберутся с проблемой видов привлечения денег, умничает не в кассу.
где не бьётся???
См. файл «статистические показатели...». Вы смотрите информацию в первоисточниках, а не от всяких делитантов-графоманов:)
банки взяли плечи, но есть выход не умничать и не ждать, что банки сами снизят свою кредитную активность, а наращивать денежную базу. (щас яснее?))
4,8 триллиона рублей на различных счетах в ЦБ и в своих кассах (далее – «деньги банков»)
прояснил?)
===================================================================
Владимир, может по ссылке к Блинову и обличить дилетанта в его логове, а я следующим постом опубликую итог, а?)
1. У Блинова непонятные термины типа «деньги банков», он по какой-то ясной только ему одной причине относит к «деньгам банков» наличность в кассах. Да и по отношени к деньгам на корр счетах этот термин нужно еще уточнить, что имеется именно в виду.
2. Что имеется в виду под «банки взяли плечи»? То, что банки привлекают чужие деньги и потом вкладывают их в активы? Ну так это сама суть банковского бизнеса.
3. Я вам дал ссылку, где ясно видно, что на корр счетах и в кассах много больше чем 4,8 трлн, какие источники информации исползует Блинов или какого года выцепленный вами его пост?
4. Он прямо связывает рост ВВП с М2. При том, что М2 за вычетом наличности — это только половина фонлирования банков. Еще раз, нет проблемы в том, что банки не дают деньги бизнесу из-за отсутствия денег. Какую он проблему хочет решить ростом монетизации экономики? Если нужно, банки привлкут деньги у ЦБ.
Ну и наконец, он считает, что есть легкое решение крайне сложной проблемы. Это глубокое заблуждение человека, крайне далекого от банковского бизнеса, проблем экономики и решения сложных многокомпонентных проблем. Простого решения для роста реального ВВП нет, необходимый перечень мер обширен и многогранен.
деньги банков — это 4.8 (расшифровка цветные квадратики)
2. Владимир вы торгуете на бирже? Плечи используете? Банки тоже.)
3. У Блинова 01. май 22.
4. Рост ВВП на 99%(!!!) коррелирует с темпом роста реальной денежной массы. (см. графики у Блинова )
Ну и наконец, Блинов МАКРОэкономист, идея количественного смягчения родилась и отработана в США, простейшая — 99%!!!
Владимир, вот это правильно! Зачем банковскому практику эта макроэкономика дурацкая?!
Давайте, отдыхайте!)