Минэнерго рассматривает строительство трубопроводной нефтяной и потенциально газовой инфраструктуры для экспорта нефти и газа в Мурманске, а также в порту Индиге на берегу Баренцева моря в Ненецком автономном округе.
🌊 Мурманский морской порт является одним из крупнейших незамерзающих портов в России и расположен на стыке транспортных коридоров «Юг — Север» (внутренние водные пути от Черного моря до Мурманска) и «Восток — Запад» (Дальний Восток — Европа).
⛽️ Глубоководный морской порт Индига пока существует только на бумаге, а начало его строительства запланировано на 2024 год. Новый порт мощностью перевалки грузов в 80 млн тонн планировалось построить прежде всего для обработки коксующегося угля, древесины, удобрений и химических продуктов. Теперь параметры проекта могут быть расширены и для перевалки нефтяного и газового сырья. Оба транспортных узла находятся на трассе Северного морского пути (СМП) и являются основной базой для его развития и базой по освоению Арктики.
📈 В прошлом году в России добыли 524 млн т нефти и газового конденсата. Более 230 млн т, или 44% от всей добычи, было экспортировано на зарубежные рынки, что эквивалентно 1/10 от мирового импорта нефти. Кроме этого, Россия экспортировала 30,3 млн т СПГ, или 41,2 млрд кубометров газа в регазифицированном виде. При этом доля арктических месторождений, расположенных в географической близости к СМП, у государственных нефтегазовых компаний уже достигает 30% в добыче.
📌 В целях повышения гибкости экспортных потоков строительство и развитие трубопроводной нефтяной и газовой инфраструктуры является краеугольным вопросом для России. К тому же доставка в страны АТР восточным маршрутом через Берингов пролив в полтора раза быстрее по сравнению с западным, идущим в обход Европы и Африки или через Суэцкий канал. Маршрут по СМП не имеет ограничений по осадке и габаритам судна, а также обеспечивает значительную экономию транспортных расходов, которая варьируется от 20 до 30%.
📝 Реализация планов России по масштабному освоению Арктики также остро зависит от создания логистических маршрутов. В ближайших планах — запуск проекта «Восток Ойл», предусматривающего добычу 100 млн т премиальной малосернистой нефти в год, а также планы Газпрома, Роснефти и Новатэка совокупно увеличить экспорт природного газа и СПГ в регазифицированном виде.
💡 Реализация этих проектов обеспечит существенный мультипликативный эффект для всей российской экономики, придаст импульс развитию смежных отраслей и создаст сотни тысяч рабочих мест. Только для обустройства месторождений проекта «Восток Ойл» потребуется привлечь более 400 тыс. человек.
По оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, синергия по закупкам услуг и товаров при реализации этих проектов будет иметь коэффициент 9,3 на каждый вложенный рубль, что позволит России добиться темпов роста экономики более чем на 5% в год.