На конференции COP26 коалиция из 190 стран, банков и инвесторов выстроилась в очередь, чтобы поддержать планы по поэтапному отказу от использования угля.
Время было далеко не идеальным. Сегодня, всего несколько месяцев спустя, рынок угля переживает резкое возрождение.
Цены на уголь подскочили в десять раз
Проблемы с глобальной цепочкой поставок и ситуация на Украине вызвали ажиотаж на угольном рынке. Цены подскочили в десять раз всего за несколько месяцев, и производители изо всех сил стараются не отставать. «Всего не хватает», — заявил Эрни Трэшер, генеральный директор Xcoal Energy & Resources, на энергетической конференции CERAWeek в Хьюстоне в начале марта.
Последние несколько месяцев развеяли миф о том, что мир готов отказаться от угля. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), несмотря на огромные суммы денег, которые инвестируются в возобновляемые источники энергии, на уголь по-прежнему приходится одна треть мирового производства электроэнергии.
Нет сомнений в том, что по мере того, как мир пытается отказаться от углеводородов, перспективы угля останутся неопределенными. Однако, поскольку цены на уголь подскочили, перспективы горняков, которые многие инвесторы списали со счетов, заметно улучшились.
В некоторых случаях эти непредвиденные денежные поступления помогают компаниям заново изобретать себя. Американский производитель угля Peabody Energy (NYSE: BTU) потерял более 100 млн долларов в четвертом квартале 2020 года, но за последние три месяца 2021 года заработал 513 млн долларов. Руководство использует часть непредвиденных доходов для запуска совместного предприятия под названием R3 Renewables. Новое предприятие планирует выработать 3,3 ГВт солнечной энергии и 1,6 ГВт аккумуляторных батарей на бывших рудниках Пибоди.
Феникс, восставший из пепла
Альтернативой Peabody, зарегистрированной в Лондоне, может стать Thungela Resources (LSE: TGA). Ориентированная на Южную Африку компания Thungela, что на языке isiZulu означает «зажигать», была создана как своего рода свалка для грязных угольных активов Anglo American (LSE: AAL).
За последний год Thungela превратилась из убыточного предприятия с чистой задолженностью в прибыльный, высокодоходный бизнес по добыче энергетического угля. Прибыль в 2021 году составила 6,9 млрд рандов (362 млн фунтов стерлингов), и компания закончила год с чистой денежной позицией в размере 8,7 млрд рандов (456 млн фунтов стерлингов) при текущей рыночной капитализации в 1,7 млрд фунтов стерлингов.
Thungela изложила политику возврата не менее 30% прибыли инвесторам в качестве дивидендов, но уже изложила планы по возврату 63% дохода в 2021 году. Это дивиденд в размере 94 пенсов на акцию или доходность более 7,8%.
Компания также стремится обезопасить свое будущее, приобретая угольные предприятия за пределами Южной Африки и расширяя свое присутствие в других сырьевых отраслях.
Компания использует свою непредвиденную удачу, чтобы измениться к лучшему
Эти изменения должны смягчить некоторые причины, по которым инвесторы отказывались владеть акциями в прошлом. Сложные отношения компании с профсоюзами в Южной Африке, ее внимание к углю и потребность в значительных капитальных вложениях дали инвесторам повод задуматься. Остаточный срок службы рудников Тунгелы без инвестиций составляет от 5 до 11 лет.
Thungela также должна платить за устранение ущерба, нанесенного окружающей среде в результате ее добычи полезных ископаемых, и она подверглась критике со стороны продавца Boatman Capital, занимающегося короткими продажами, за занижение стоимости. Боутман утверждает, что обязательства горнодобывающей компании на 1 млрд долларов превышают ее оценки.
Тем не менее, с учетом того, что на банковские счета группы поступают наличные, этот риск уже не так опасен для жизни, как год назад.
Несмотря на явные риски и проблемы с ESG, нельзя отрицать, что с чисто финансовой точки зрения Thungela выглядит привлекательно. Ожидается, что в этом году прибыль продолжит расти, поскольку мир борется за поставки угля. Это означает больше огневой мощи для реализации планов роста — может быть даже дополнительная прибыль для акционеров.
Акции торгуются только с историческим соотношением цены к прибыли (p/e), равным 3,5. Даже с учетом всех факторов риска компании это выглядит дешево для акций роста, богатых денежными средствами.