Сегодня очень легко сидеть сложа руки и смотреть на некоторые из самых успешных инвестиций Уоррена Баффета и размышлять о том, почему он вообще решил приобрести акции.
Оглядываясь назад, мы можем видеть, что эти приобретения были отличными инвестициями, и нужно просто соединить точки, чтобы понять, почему он вообще их купил.
Чего многие могут не осознавать, так это того, что такой подход к анализу таит в себе опасность. Предвзятость выжившего является наиболее распространенным элементом. Мы видим только удачные инвестиции. Мы не видим провалов в портфеле. За эти годы было много неудач, и некоторые из них были приобретены по тем же причинам, что и успешные инвестиции.
Хорошим примером этого являются PetroChina ( PTR ) и ConocoPhillips ( COP ). Баффет купил акции PetroChina в 1990-х годах, полагая, что компания выглядит дешево по сравнению со стоимостью ее активов и производственным потенциалом. Это оказалось удачным приобретением для Oracle of Omaha и Berkshire Hathaway ( BRK.A ) ( BRK.B ). Однако, когда он купил ConocoPhillips незадолго до финансового кризиса, сделка закончилась катастрофой после обвала цен на нефть.
Это были две сделки, основанные на одних и тех же принципах, которые имели очень разные результаты. Вот почему вместо того, чтобы пытаться установить, почему успешные инвестиции были успешными, я предпочитаю возвращаться назад и анализировать комментарии Баффета о конкретных приобретениях до того, как они стали крупными инвестициями.
Я думаю, это дает хорошее представление о его мышлении при оценке компаний, а также дает некоторое представление о неопределенности, которую ему всегда приходилось учитывать при оценке потенциальных инвестиций. Я считаю, что инвесторы часто упускают из виду такие вещи, когда смотрят на инвестиции задним числом.
Учет неопределенностей
В 1995 году на ежегодном собрании акционеров Berkshire Баффета спросили, что он думает об American Express ( AXP ), которая в то время занимала важное место в конгломерате. Фактически, конгломерату принадлежало около 10% бизнеса кредитных карт и финансовых услуг, и это была самая крупная позиция в акционерном капитале.
Баффет объяснил, что, по его мнению, подразделение кредитных карт является наиболее важной частью группы, и его успех или неудача будут определять направление развития бизнеса в течение следующих пяти лет.
Баффет также подчеркнул, что компания не спешила заниматься кредитными картами, вместо этого полагаясь на свое подразделение дорожных чеков. Но она быстро исправила эту ошибку и заняла нишу на международном туристическом рынке.
Баффет также признал, что компания сталкивается со значительной конкуренцией. Он отметил, что это была визитная карточка для международных путешественников, но это преимущество ухудшилось:
А карта American Express, как вы знаете, занимала очень сильные позиции в том, что они называли «путешествиями и развлечениями» в карточном бизнесе. Таким образом, карта имеет сильную франшизу в определенных областях, таких как корпоративная карта. Хотя такие люди, как First Bank System, очень агрессивно преследуют их там....
У него есть определенные, очень важные преимущества и экономические сильные стороны, но есть и слабые стороны. И вы должны предвидеть их, решая, где она будет в 2000 или 2005 году. И мы думаем, что руководство American Express хорошо обдумывает вопрос о том, как сохранить карту особенной в определенных ситуациях. И они разумно отреагировали на негативную реакцию продавцов на более высокие скидки.
Что интересно, так это то, что Баффет признает, что у компании есть слабые стороны. Он знает, что не факт, что компания добьется успеха.
Я считаю, что это то, что многие инвесторы упускают из виду при оценке потенциальных инвестиций. Они пытаются выявить самые большие слабости и угрозы корпорации, но всегда будут неопределенности, которые невозможно оценить.