Специальная операция России на Украине имеет негативные последствия для чипов, которые питают все виды технологий.
Неон, бесцветный газ без запаха играет решающую роль в создании технологий, которуе мы используем каждый день. В течение многих лет этот неон также в основном поступал из Украины, где всего две компании очищали газ, чтобы производить устройства для большей части мира, как правило, без особых проблем. По крайней мере, так было до 24 февраля 2022.
Украинская неоновая промышленность остановила производство. Одна из двух основных нефтяных компаний Украины, Ingas, базируется в Мариуполе, который сейчас переходит на сторону республик ДНР-ЛНР, но в настоящее время находится в состоянии зачистки. Другая компания, Cryoin, базируется в Одессе, где тоже сейчас невозможен выпуск продукции.
Производители полупроводников используют неон для управления специализированными лазерами, которые в свою очередь применяются для изготовления компьютерных чипов. В настоящий момент неясно, есть ли у них достаточно времени, чтобы найти и разработать новые источники этого газа до того, как закончатся их резервные запасы: компании, производящие чипы, и отраслевые аналитики говорят, что в резерве есть неон на срок от одного до шести месяцев. Если неон закончится, эти компании не смогут производить полупроводники. Это означает, что мировой дефицит чипов, который, как ожидалось, закончится где—то в следующем году или около того, может затянуться еще дольше, что приведет к росту цен, задержкам доставки и нехватке критически важных технологий.
Электроника, автомобили, компьютеры, телефоны, новые самолеты, все, что вы можете придумать, имеет полупроводниковый чип. В долгосрочной перспективе, если неон станет недоступен, возможно, что технологические компании больше не смогут производить свою продукцию в объеме, который они производят для рынка сейчас.
Однако Специальная операция России на Украине ясно показывает, что сбой в производстве даже самого базового компонента или ингредиента может поставить под угрозу доступ всего мира ко всем видам технологий. Neon - последний пример, но это лишь начало.
Итак, неон нужен для работы высокоточных лазеров, которые высокотехнологичные компании используют для превращения кремния — основного ингредиента чипов — в электронные чипы. Эти лазеры играют основную роль на этапе, называемом литографией, который происходит после того, как длинные кремниевые цилиндры, иногда называемые слитками, разрезаются на тонкие листы кремния, которые называются пластинами и часто напоминают компакт-диски. Производители используют эти лазеры для вытравливания крошечных, тонких узоров на стекле, что запускает процесс преобразования листа кремния в лист чипов. Однако, поскольку эти чипы настолько малы и сложны, производителям необходимо точно контролировать длину волны света, излучаемого их лазерами. Вот для чего нужен неон.
Газ неон улавливается непосредственно из воздуха, поэтому заводы-производители используют специализированную технологию разделения воздуха для перегонки неона в жидкую форму, что позволяет отделять его от других молекул, таких как азот и кислород. Поскольку неон составляет всего лишь долю процента воздуха, для производства того количества неона, которое требуется полупроводниковой промышленности, требуется много воздуха. Это означает, что наиболее удобное место для получения неона обычно находится на объекте, который уже использует ту же технологию по другим причинам. Как правило, это сталелитейные заводы, часто расположенные в бывшем Советском Союзе.
Этот базовый процесс улавливает неон в сырой форме, но компаниям, производящим чипы, обычно требуется более очищенная версия газа. Это производство состредоточено в двух компаниях, Ingas и Cryoin. В совокупности Украина произвела около половины из 667 миллионов литров полупроводникового неона, который был использован в прошлом году, по данным Techcet, консалтинговой фирмы по цепочке поставок полупроводников. Cryoin в основном производит неон для индустрии чипов, но Ingas также производит другие виды неона, в том числе тот, который используется в неоновых вывесках, которые вы можете увидеть на витринах магазинов.
Япония, Китай, Южная Корея и Европейский союз начали или планируют инвестировать миллиарды долларов в развитие собственных возможностей по производству микросхем. В настоящее время США взвешивают план потратить более 52 миллиардов долларов на развитие американской индустрии чипов, что, как предполагается, даст толчок производству технологий и сделает американские технологии гораздо менее зависимыми от других стран. Однако нехватка неона также подчеркнула тот факт, что индустрия микросхем сильно зависит от широкого спектра компонентов. Если нехватка неона может продлить сокращение поставок чипов, они, безусловно, сдержат грядущее восстановление рынка электроники.