1. Инфляционный шторм продолжается. Банк России атакует цены ставкой.
2. Газ в Европе в 40 раз дороже, чем в США. Но Северный поток-2 всё равно не хотят сертифицировать.
3. Город Саки (Крым) стал лучшим бальнеологическим курортом России.
4. Количество угонов автомобилей сократилось на 20%.
1. Инфляционный шторм продолжается. Банк России атакует цены ставкой.
Глобальная экономика пробуксовывает, но уверенно идёт вперёд. Большинство стран восстановились от прошлогоднего шока и показывают хорошие темпы роста. Даже Австралия, которая пережила столько локдаунов, что и не сосчитать, прибавит в этом году около 3%. Я уже не говорю про Китай, ВВП которого по прогнозам подскочит на 8%. Что касается России, то у нас ожидания по росту экономики приближаются к отметке 4,7%. Это полностью компенсирует просадку прошлого года и возвращает ВВП на допандемийный уровень.
Увы, борьба с COVID-19 дорого обошлась абсолютно всем странам мира. Бесконтрольный рост денежной массы, в обиходе — печатный станок — привёл к быстрому взлёту цен на товары и услуги. На глазах дорожает всё — сырьё, транспортировка, рабочая сила, земля, и само собой — готовая продукция. И вот уже инфляция в странах, которые принято называть развитыми, мало чем отличается от той, что наблюдается в России.
По недавним замерам годовой рост цен в США составляет 6,8%. Последний раз такое там было 40 лет назад.
Не намного лучше дела в Великобритании. Там годовой рост цен уже 5,1%, особо проблемны — еда, одежда, топливо. Для сравнения, российская потребительская корзина за год взлетела на 8,4%. Нам к этому не привыкать. Инфляция от 9 до 12% фиксировалась и в разные годы нефтяного изобилия, когда всё было хорошо и никаким кризисом не пахло.
Нынешний темп подорожания в размере 8,4% часто критикуют, мол, он сильно занижен и не отражает реальности. В этой связи просто напомню, что считается он на основе огромного ассортимента товаров и услуг, некоторые из которых за год даже подешевели. На примере крымских цен это яблоки, сахар, лимоны, апельсины, пшено. Их отрицательный вклад и приводит к тому, что общая инфляция у нас не 20% и не 30%, а всё ещё ниже 10%.
Борьба с дороговизной в России идёт по многим фронтам. Это и экспортные пошлины, которыми теперь облагается вывоз из страны зерновых культур, и разнообразные субсидии на поддержку агросектора. Но самым обсуждаемым, всё-таки остаётся повышение ключевой ставки. В пятницу прошло очередное заседение Центробанка, и там вновь было принято решение поднять этот важнейший финансовый показатель.
Судя по всему, западные экономики скоро тоже пойдут этим путём. В США в следующем году ожидается три повышения ключевой ставки. Ныне господствующая монетарная теория гласит, что это действенный способ угомонить рост цен. Люди будут меньше брать кредиты, меньше тратить, больше сберегать, а значит и инфляция перестанет быть столь оглушительной.
2. Газ в Европе в 40 раз дороже, чем в США. Но Северный поток-2 всё равно не хотят сертифицировать.
Между тем, Европа продолжает демонстрировать чудеса аскетизма, отказываясь от падающего на неё материального благополучия в виде Северного Потока-2. Его сертификация затягивается, есть высокая вероятность, что до конца зимы проект запущен не будет. А прогноз погоды на ближайшее время удручающий. Синоптики пророчат холода.
На этом фоне наблюдается очередной рост рыночных цен на голубое топливо в Европе. Ресурс, от которого в Старом Свете так хотят отказаться, настолько никому не нужен, что цена на него за 2 года, то есть с доковидных времён, выросла в 10 раз.
Масла в огонь подлила остановка добычи на одном из месторождений в Норвегии. Это любопытный график от агентства Блумберг. Во сколько раз европейцы переплачивают за газ по сравнению с американцами. Цифры шокируют — почти в 40 раз! Напомню, что Штаты довольно бойко добывают этот вид топлива на сланцевых месторождениях и активно продают его не только внутри страны, но и по всему миру.
Весь сыр-бор вокруг Северного Потока-2 и происходит из-за того, что Штаты не хотят отдавать России богатый и платёжеспособный рынок сбыта. Газ по трубе дешёвый, а сжиженный из-за океана — дорогой. По логике американцев, Германия богатая, пусть платит. Чем вся эта история закончится, и закончится ли — узнаем в ближайшие месяцы.
В завершение темы замечу, что европейский энергетический кризис к нам эхом пока не передаётся. Внутренний рынок России прекрасно насыщен газом. Если брать стоимость газомоторного топлива в Крыму, то все последние месяцы оно дешевеет, откатывает от экстремальных величин, зафиксированных в августе.
Примечательно, что цена поездки в железнодорожном транспорте — тоже часть потребительской корзины. Её из года в год индексируют, но к примеру, в следующем году это будет не такое сильное повышение как скорость инфляции. Предельный уровень, выше которого нельзя продавать билет, поднимется на 4,3%. Это своего рода стабилизирующий фактор, который сдерживает общий темп подорожания. Так что когда Росстат публикует уровень инфляции в размере 8,4%, это может не совпадать с личными ощущениями простого потребителя, но если взять все компоненты большой формулы, то примерно так всё и выглядит.
3. Город Саки (Крым) стал лучшим бальнеологическим курортом России.
На тему путешествия поездом есть ещё одна новость. Россия возобновила железнодорожное сообщение с Финляндией. Раньше оно было прекращено из-за ковида. Теперь отправиться в Хельсинки можно дважды в день из Санкт-Петербурга, утром и вечером. И это возвращает нас к теме туризма, потому что зимой Финляндия важное место притяжения для всех любителей горнолыжных курортов. Пандемия продолжает свирепствовать, но границы постепенно открываются. Внутренние направления испытывают всё больше конкуренции извне.
В этой связи Ростуризм своевременно объявил о скором начале нового этапа туристического кэшбека. Покупать туры по России можно будет с 18 января по 12 апреля. Делать это нужно через сайт мирпутешествий.рф с использованием карты Мир. На неё вернётся 20% от стоимости поездки, но не больше 20 000 рублей. Продолжительность тура должна быть не менее чем 2 дня. Правительство уже выделило на это 5 миллиардов рублей, так что всё нормально, деньги есть, можно планировать отдых. Как и в прошлые разы, эта мера нацелена на поддержку отечественных курортов в межсезонье, в так называемый мёртвый сезон, когда большинство граждан предпочитают отдохнуть за границей. Теперь у них есть денежная мотивация остаться на родине и присмотреть что-то в наших краях. Тем более, что выбор есть.
Очередной этап кэшбэка запланирован в рамках нацпроекта под названием “Туризм и индустрия гостеприимства”. Он среди прочего, предполагает существенную финансовую поддержку предпринимателям, которые захотят создавать в России новые курортные объекты или реконструировать старые. Там льготные кредиты под 3-5% и полное благоприятствие со стороны государства. Крымским отельерам это тоже может быть крайне интересно. Развивая сервис, расширяя номерной фонд, вы идёте в русле планов Президента и Правительства увеличить внутренний туристический поток, чтобы меньше денег утекало за границу и больше оставалось в России. Так что, в добрый путь.
Приятно, что многие крымские курорты туристы высоко ценят уже сейчас. Пример — город Саки. На гербе он носит изображение динозавра в честь знаменитой скульптурной композиции “Борьба бронтозавра с цератозаврами”.
Кстати, в следующем году это милое произведение искусства отпразднует 90-летие. Саки — известный на всё постсоветское пространство бальнеологический курорт. Так называют места, где лечатся либо водами, либо грязями.
По расчётам портала Tvil.ru Саки в этом году лидируют по популярности среди локаций данной категории. Также в десятку попали Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки. Это города Ставрополья. Соль-Илецк — Оренбургской области, Горячий ключ — это Краснодарский край, Яровое на Алтае, Валдай в Новгородской области, Зеленоградск в Калининградской и Тюмень с её термальными источниками. Средняя цена за аренду жилья в сутки на одного человека в Саках составляет 2589 рублей.
Это не самая высокая стоимость — на Валдае 4000, но и не самая низкая. Так, в Зеленоградске селятся в среднем по суточному тарифу 1372 рубля. Этот населённый пункт, как и Саки, примечателен целебными грязями. Лечебная минеральная вода там тоже есть. Помним, друзья, что в России есть где отдохнуть в любое время года и переходим к финальное теме выпуска.
4. Количество угонов автомобилей сократилось на 20%.
В России в этом году упало число угонов автомобилей. По информации Страхового дома ВСК с января по сентябрь криминала в этой области стало меньше на 20%, чем за аналогичный период 2020-го. Но жителям и гостям Крыма нужно по-прежнему быть начеку, потому что наш регион остаётся в топе по активности автокрадов. Сказывается близость Украины. Угонщики жмут на газ и растворяются на территории соседнего государства. Похожая проблема наблюдается и в Чечне. Там злоумышленники делают ставку на то, что украденный автомобиль можно быстро перегнать в Грузию. У неё с Россией напряжённые отношения, а значит вероятность розыска и привлечения к ответственности минимальная.
Сейчас на авторынке всего мира, включая Россию, ситуация довольно грустная. Если кто-то лишился средства передвижения по причине угона или аварии, обзавестись новым стало проблематично. Наблюдается острая нехватка железных коней из-за глобального дефицита полупроводников. Для заводов это выливается в нехватку электронных комплектующих — умной начинки, без которой не бывает современных автомобилей.
В ноябре текущего года продажи новых легковушек в России упали на 20% по сравнению с ноябрём 2020. Это более глубокое падение, чем в октябре — тогда оно составляло 18%. Причина проста — заводы задыхаются от нехватки деталей, они не в состоянии произвести столько автомобилей, сколько нужно для удовлетворения спроса. Все единицы транспорта моментально уходят заждавшимся покупателям.
Любопытно, что заводы переживают эту проблему легче, чем кажется на первый взгляд. Да, производство у них упало на 20-30%, а вот прибыль просела не так заметно. Причина проста: то, что им всё-таки удаётся спустить с конвейера, уходит в автосалоны по более высокой цене. Выпускают меньше, но с каждой единицы получают больше. Так что череды банкротств в этой сфере ждать не стоит.
Об остром дефиците автомобилей, их подорожании на первичном и вторичном рынке я уже не раз говорил в прошлых передачах. Недавно на глаза попалась статистика по США. За год подержанные легковушки там подорожали на 40%. Это напоминает о том, что экономика глобальна, и похожие проблемы сейчас происходят во всех странах мира.
В этой связи примечателен рост в России такого направления как шэринг. Он включает в себя сдачу в аренду транспорта от автомобилей до электросамокатов. По сравнению с доковидным 2019-годом рост в 3 раза. Люди не могут купить ни новый автомобиль, ни старый, поэтому предпочитают арендовать. Выросло число туристических поездок по стране из-за закрытых границ, — это тоже толкает каршеринг вверх. Хорошая идея для стартапа, особенно ввиду того, что проблема недопроизводства легковушек долгоиграющая. Она ещё долго будет трепать нервы всем, кто хочет обзавестись автотранспортом.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Особо доставило сравнение Саки с Кисловодском , хотя и он в принципе большая деревня, но не до такой же степени! )))