Уоррен Баффет часто говорит о важности того, чтобы у бизнеса был «ров». Проще говоря, это означает явное конкурентное преимущество, которое может помочь предприятию достичь рентабельности капитала выше среднего.
Ров — это одно, а устойчивый ров — совсем другое.
Высокие цены и конкуренция
Основной принцип свободной рыночной экономики состоит в том, что высокие цены — это лекарство от высоких цен. Это означает, что высокие цены привлекают конкуренцию, которой достаточно, чтобы снизить цены, поскольку конкуренты борются за долю на рынке.
Обычно мы видим, как этот принцип проявляется на товарных рынках. Рост цен на сырье меняет экономику ранее нерентабельных проектов, тем самым оправдывая их строительство. Когда продукция этих проектов поступает на рынок, цены могут упасть, если предложение превышает спрос.
Даже на рынке несырьевых продуктов и услуг по-прежнему трудно сохранять преимущество. Рынок суперкаров — отличный тому пример. Немногие производители суперкаров достигли такого успеха, как Ferrari NV (RACE). Многие прожили свою жизнь на субсидии более крупной группы.
Есть и другие примеры — Apple (AAPL) против Samsung (XKRX: 005930) или Coca-cola (KO) против Pepsi (PEP). Apple и Coca-Cola сумели создать и сохранить конкурентные преимущества. Между тем, несмотря на то, что у Pepsi и Samsung относительно схожие продукты, это далеко не один и тот же ров.
Строительство рва
Есть несколько способов построить ров. Он может быть больше и эффективнее, предлагать более качественный продукт или услугу или иметь какую-то силу бренда, занимающую особое место в сознании потребителей.
Баффет так объяснил свою принципиальную позицию на годовом собрании акционеров Berkshire Hathaway ( BRK.A ) ( BRK.B ) в 1995 году :
«То, что мы пытаемся найти, — это бизнес, который по той или иной причине — это может быть потому, что это дешевый производитель в какой-то области, это может быть потому, что у него есть естественная франшиза из-за возможностей поверхности, он может быть из-за своего положения в сознании потребителей, это может быть из-за технологического преимущества или вообще по какой-либо причине, что вокруг него есть этот ров ".
Он продолжил объяснение, что самая важная часть этого уравнения заключается не в выяснении того, что такое ров, а в том, как он все еще стоит:
«Но мы пытаемся выяснить, что хранится — почему этот замок все еще стоит? И что будет поддерживать его или заставлять его не стоять через пять, 10, 20 лет. Каковы ключевые факторы? И насколько они постоянны? Насколько они зависят от гения лорда в замке? "
Чарли Мангер говорил о силе переворачивания вопросов для поиска правильных ответов. Казалось бы, этот подход основан на схожей идее.
Может быть несложно найти бизнес, который выглядит так, как будто у него есть ров. Отбор компаний с высокой рентабельностью собственного или задействованного капитала — хорошее начало.
Однако эти финансовые показатели почти ничего не говорят о лежащей в основе деятельности компании. Здесь начинается работа. Количественные данные могут показывать, что ров существует, но инвесторы должны понимать, почему он существует и что может сделать конкурент, чтобы перекрыть этот ров.
Здесь полезно иметь представление об отраслях, на которых сосредоточено внимание. Я не мог понять, как компания сможет создать ров в качестве поставщика облачных вычислений, но я могу понять, как ров может возникнуть в сфере страхования. Это мое преимущество.
Если у меня есть представление о том, насколько сложно преодолеть ров, я могу лучше понять, насколько он широк в первую очередь.
то есть битву за деньги пентагона между амазоном, макрософтом и прочими он уже который год не замечает(с судами, разборками в конгрессе, визгами совершенно независимых сми по прейскуранту), но таки имеет мнение об облачных вычислениях?
если вы не понимаете, что боинг и айэрбас без оборонных заказов — покойники, то вам нужно в алгоритмические трейдеры через покупной софт в телесраме.