Анализ: мировая ликвидность сокращается, и это неплохо
После года рекордных вливаний денежных средств, крупные мировые центральные банки начинают ослаблять давление на педаль стимулов, заставляя экономики и финансовые рынки снова практиковать самостоятельную ходьбу.
Такая перспектива смущает не всех. По оценкам консалтинговой компании CrossBorder Capital, с марта 2020 года центральные банки и правительства наводнили рынки примерно 27 триллионами долларов — это треть мирового валового внутреннего продукта.
С тех пор мировые фондовые рынки выросли на 85%, экономический рост восстанавливается после прошлогоднего краха вызванного пандемией, также растут ожидания инфляции. Некоторые экономисты утверждают, что продолжение выкачивания наличных темпами прошлого года принесёт больше вреда, чем пользы.
Тем не менее, дешёвых наличных по-прежнему предостаточно. По оценкам CrossBorder, в конце марта 82% центральных банков проводили мягкую денежно-кредитную политику, хотя в январе этот показатель был 88%.
Денежный насос ЕЦБ наводняет экономику ликвидностью. Только в прошлом месяце центральный банк добавил 12 новых ценных бумаг в свою Программу закупок для корпоративного сектора (CSPP) и Программу закупок в чрезвычайных ситуациях на случай пандемии (PEPP). А по состоянию на январь 2021 года PEPP принадлежали корпоративные облигации на сумму 22.3 миллиарда евро и коммерческими облигациями на 16.6 миллиарда евро. На графике ниже хорошо виден денежный фонтан. После пяти волн роста с 2011 года избыточная ликвидность ЕЦБ в прошлом месяце превысила 3.6 триллиона долларов, что является новым рекордным максимальным показателем и почти вдвое превышает уровень до пандемии. Избыточная ликвидность, по сути, показывает количество денег, имеющихся в банковской системе еврозоны, которое превышает фактические потребности банков еврозоны. До финансового кризиса 2008 года ЕЦБ удовлетворял потребность в ликвидности евро за евро, что создавало конкуренцию межбанковским фондам. Однако в октябре 2008 года руководители центральных банков установили систему «полного распределения», которая позволяет банкам занимать столько денег, сколько позволяет их обеспечение. ЕЦБ прекратил конкуренцию за предоставление средств, поскольку считал, что это приведёт к повышению процентных ставок и будет препятствовать восстановлению экономики. Но центральные банки не контролируют процентные ставки или экономические тенденции; контролирует общественное настроение. Вот почему экономики еврозоны продолжают хромать несмотря на ликвидность.
«Теоретик Волн Эллиотта»: на русском языке
Мы также переводим непубличные статьи из MyEWI, где публикуется более детальная информация. Подписывайтесь>>>