Нефтегазовый сектор отставал от индекса Мосбиржи последние два месяца. Это было фундаментально оправданно: по всем фишкам, кроме Газпрома, мы давно поменяли BUY на HOLD, потому что они торгуются с небольшими апсайдами к фундаментальным оценкам.
Из сегодняшней статьи вы узнаете, почему нефтяные компании были неинтересны к покупке последние два месяца.
Индекс Мосбиржи (синий) против индекса нефтегазовых компаний (оранжевый) падает с середины марта:
13 марта мы рассказывали в рамках нашей подписки о том, что нефтяные фишки подошли к своим фундаментальным оценкам.
Важно, что Газпром оставляли на BUY, и продолжаем на нем зарабатывать (ставка на газ — другое дело).
Аргументы, почему нефтедобывающие компании неинтересны:
Одна из самых больших переменных в спросе на нефть — Индия из-за испытываемых проблем с коронавирусом (Европа и США вышли на стабильную траекторию по спросу на нефтепродукты).
Сейчас EIA прогнозирует объемы спроса на нефть в Индии без учета локдауна, который длится с апреля из-за роста заражений. Кстати, ограничения помогли снизить распространение инфекции, и с начала июня Нью Дели (столица Индии) будет снимать ограничения, если кол-во заражений в день продолжит снижаться.
В любом случае снятие ограничений в Индии не будет моментальным, поэтому текущий глобальный прогноз по спросу на нефть может быть понижен на 0,3-0,5 мбс:
Другая большая переменная — спрос со стороны авиации. Чтобы вернуться к докоронавирусным уровням, должно возобновиться глобальное авиасообщение, а не только внутренние перелеты. Я не встречал публичных ожиданий такого восстановления в 2021 году, оценки экспертов чаще всего говорят о восстановлении только к 2023 году.
С мая ОПЕК планово начала рост объемов добычи. Однако планировался рост только на 600 тыс. б/с (Саудиты + другие страны), в то время как фактический рост экспорта из этих стран вырос на 1 млн б/с (по данным трекера танкеров Petro Logistics на первую половину мая).
Возможно, по итогам мая мы увидим недовыполнение сделки ОПЕК+, и я подозреваю, что это может быть связано с недовольством участников, что они могут потерять свою долю рынка в пользу Ирана.
31 мая будет ближайшее заседание ОПЕК. Во-первых, наверняка будут обсуждать варианты действий в случае возвращения на рынок объемов Ирана. Во-вторых, на нем мы можем увидеть скорректированные прогнозы по спросу, с учетом более низкого спроса в Индии. В зависимости от согласованности действий ОПЕК, мы увидим плавную или резкую коррекцию в ценах на нефть.
Подробнее остановимся на теме Ирана, т.к. это самый большой фактор роста предложения + потенциальный риск для стабильности сделки ОПЕК+.
В конце апреля принц Саудовской Аравии заявил, что они стремятся к построению хороших отношений с Ираном (ранее такого не было, Иран всегда считался врагом саудитов). Поскольку саудиты — союзники США, мы понимаем, что это в первую очередь связано с политическим курсом Штатов.
После этого в СМИ появились данные о секретной встрече между высокопоставленными лицами Саудовской Аравии и Ирана в Ираке (эту встречу подтверждали новостные источники Ирака, от Ирана и Саудитов не было ни подтверждения, ни опровержения).
В СМИ есть мнение, что это связано с переключением Саудитов от сотрудничества США к Китаю (Иран — большой поставщик нефти в Китай). Но поскольку мы видим, что сами США ведут переговоры о ядерной сделке и отмене санкций на иранскую нефть, я считаю, что это признаки успехов в достижении договоренностей по сделке.
По состоянию на сегодняшний день переговоры в Вене продолжаются, несмотря на то, что крайний срок по достижению договоренностей Иран ставил на 21 мая. Очевидно, сделка нужна Ирану, поэтому они и идут на уступки. До выборов президента в Иране осталось две недели, и текущему (Рухани) нужно достичь сделки, иначе Иран продолжает экономически страдать от санкций, а на переговоры с новым президентом уйдет еще неопределенное время.
По нашим расчетам, при нефти $60/барр. в среднем в 2021 году российские нефтедобывающие компании торгуются с апсайдами от 4% до 17% на горизонте года. Эта доходность ниже средней по рынку, и для того, чтобы входить в новые лонги по нефтяным компаниям, надо дождаться коррекции.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Александром Сайгановым