Сегмент E-commerce в РФ пока в зачаточном состоянии, несмотря на значительное количество игроков (OZON, Yandex, Сбер, Mail из публичных и прочие). По сравнению с развитыми странами, проникновение e-commerce ниже почти в 3 раза.
Но мы видим активное развитие данного сектора, рост логистики, с каждым годом строится все больше складов, а прирост рынка кратный год к году у многих компаний.
Результаты по итогам 2020 года:
Оборот товаров (GMV) вырос на 144% г/г до 197 млрд. руб.
Количество активных покупателей выросло на 75% г/г до 13,8 млн. чел.
Почти все финансовые показатели по итогам года находятся в отрицательной зоне. Из-за активной экспансии бизнес пока остается убыточным на операционном уровне. А с 2021 года менеджмент еще планирует увеличить кап. затраты до 20-25 млрд. руб (6,9 млрд. руб в 2020 году).
Деньги на развитие у компании есть, чистый долг отрицательный и составляет (-79 млрд. руб), как минимум, на ближайшие пару-тройку лет должно хватить. А там уже и операционный денежный поток должен подрасти.
В абсолютных значениях все финансовые показатели пока слабые, но весьма перспективно смотрится их динамика роста. Если удастся сохранить такие темпы, то уже через 3-4 года Ozon превратится из глубоко убыточной компании в интересный растущий бизнес. Менеджмент нам обещает рост GMV в 2021 году на 90%, т.е. до 370-380 млрд. руб., будем посмотреть.
В данный момент сложно оценить, на сколько дорого или справедливо оценен бизнес. Все будет зависеть от генерируемых денежный потоков в перспективе и от доли рынка, которую получится занять. В моменте по размеру яйца оценивать потенциальный вес будущей курицы я считаю нецелесообразным.
Поделюсь своим небольшим опытом работы с данной компанией. Первый заказ был мной сделан еще во время пандемии год назад. Доставка быстрая, широкий ассортимент товаров, правда чуть дороже обычных онлайн дискаунтеров. Я покупал тогда кофемолку, привезли все в срок, проблем не было, но был косячок, дата изготовления была 2018 годом, а покупал в марте 2020.
Недавно приобретал еще кабели USB для работы, по факту получения тоже обнаружил, что дата производства середина 2019 года, а покупка была в начале апреля 2021 года… С теми товарами, что я покупал это не критично, но есть и более важные моменты. Мой знакомый в 2020 году заказывал в этом магазине счетчики для воды, и что вы думаете, там тоже дата производства была 2018 года… Только в данном случае это уже критично, ведь срок до поверки сразу снижается на 2 года.
Мне интересно, это у магазина модель ведения бизнеса такая, продавать залежавшийся товар, или просто совпадение… Обычно на такой товар должна быть скидка, но я покупал все по ценам, близким к среднерыночным. Возможно, это не только у OZON такая ситуация, но и у других магазинов из этой сферы, пока не проверял. Теперь буду более внимательно следить за этим и вам рекомендую.
⚠️Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!
Следить за всеми моими обзорами можете здесь: Telegram, Смартлаб, Вконтакте, Instagram
Озон то не свои товары продает, поэтому по факту прислать могут что угодно.
Пару лет назад работал курьером, забирал какие-то духи со склада продавца на окраине и вез их в распределительную точку озона на варшавке. Вполне можно было достать содержимое посылки и заменить чем-нибудь похуже)) а в центре том очередь из таких же как я, которые от разных продавцов привозят на склад, окуда уже доставка идет. Что там приходит, никто на этом складе не проверяет, а далее уж и тем более.
Заказывал блок питания на озоне 12В 4А, пришел 12В 5А
Георгий Аведиков, там если жалобу пишешь, то они штрафуют продавца, так что в этом плане, он наверное не страдают, а вот в ценник приходится закладывать всякую такую фигню.
Как пример. Отгружаешь в фулфилмент упаковку пряжи в 5 штук и выставляешь ее на площадку. Кто-то заказывает ее, а потом отказывается (забирает один моток, а упаковку возвращает, а в пунктах выдачи особо контролем не заморачиваются.). Потом этот неполный комплект едет к другому покупателю и тот пишет жалобы.
Тоже самое с одеждой, кто-то взял мерить, оторвал пуговицы, порвал или типо того, сдал обратно и ничем не обязан, а товар потом придет следующему покупателю, так как продавцу из логистической сети они не возвращаются.
Поэтому продавцы под давлением и цены не из самых конкурентных выходят.
Еще Озон и ВБ по ценам навряд ли смогут конкурировать с отдельными интернет магазинами. Комиссия площадок 20% — это охренительный жор маржи во многих сегментах + доставка + 2хдоставка если покупателю что-то не понравилось + издержки если покупатель изговнял товар.