РОССИЯ-ИНВЕСТСОВЕТНИКИ-РЕКОМЕНДАЦИИ-РЕГУЛИРОВАНИЕ
31.03.2021 12:57:00
ЦБ РФ предлагает уточнить признаки, которыми должна обладать инвестконсультация
Москва. 31 марта. ИНТЕРФАКС — Банк России предлагает еще раз уточнить признаки, которыми должна обладать инвестиционная рекомендация: зачастую по форме инвестсовет оформляется так, что он не является инвестрекомендацией, хотя по сути и содержанию он к инвестрекомендации относится, заявил в интервью «Интерфаксу» зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.
Законодательство об инвестиционном консультировании вступило в силу в конце 2018 года, оно предусматривает новый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг — инвестиционное консультирование. Согласно закону, деятельностью по инвестиционному консультированию признается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними или заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. Инвестиционным советником может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. За недобросовестное оказание услуг инвестиционный советник несет ответственность: если в результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей клиент понес убытки, то последний может потребовать их возмещения. Закон не предусматривает создания каких-либо компенсационных механизмов для клиентов инвестиционных советников. В случае, если инвестиционный советник будет привлечен к гражданско-правовой ответственности, он будет отвечать принадлежащим ему имуществом.
Банк России ведет реестр инвестиционных советников. Для того, чтобы войти в него, советники должны будут отвечать установленным требованиям. Сейчас в реестре ЦБ РФ почти 100 инвестиционных советников (как юридических, так и физических лиц).
В инвестрекомендации обычно указываются определенные ценные бумаги или производные финансовые инструменты, их количество, примерная цена сделки, период инвестирования и срок действия рекомендации. Иногда советник дает рекомендации, где именно стоит совершить сделку (например, на бирже) и даже через кого. К тому же инвестсоветник должен сообщить клиенту о рисках того или иного финансового инструмента.
«Сейчас меня больше смущает даже не история нелегальных инвестиционных советников, хотя она важная, а большое количество недостатков процедуры инвестконсультирования легальных советников. Эти недостатки заключаются в том, что зачастую по форме инвестсовет оформляется так, что он не является инвестрекомендацией, хотя по сути и содержанию, он, конечно, к инвестрекомендации относится. И это сделано в тех же самых целях — чтобы не принимать на себя ответственность за качество своего совета. В ближайшее время мы будем анализировать и законодательство, и практику инвестконсультирования, для того чтобы предложить изменения в закон и базовый стандарт. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы индустрия инвестиционного консультирования развивалась, но мы не можем делать это за счет лишения клиента защиты: он получает инвестсовет, но если что-то пошло не так, то никто ни за что не отвечает. Это, конечно, недопустимая практика», — сказал Чистюхин.
«Нам кажется, что решение лежит в плоскости того, чтобы еще раз посмотреть, какими признаками должна обладать инвестрекомендация. Например, ситуация: клиент приходит к брокеру и говорит, что хочет приобрести ценные бумаги. Брокер уточняет, что именно клиент хочет купить. Гражданин говорит, что это должны быть акции и облигации. И брокер ему предлагает перечень бумаг. Пока, с моей точки зрения, хотя это надо еще обсуждать, мы до инвестрекомендации не дошли. Дальше идет развилка: клиент говорит, какую именно бумагу хочет купить, и тогда уже брокер рассказывает ему, что в этой бумаге возможны такие-то риски, но если клиент желает, то он сделает для него эту сделку. Но другой вариант, когда клиент (а это чаще всего происходит) спрашивает перед покупкой „А что вы мне конкретно посоветуете?“. Вот как только возникает „Что вы мне посоветуете“, брокер дает свой совет и после этого совершается покупка, — вот тут инвестрекомендация налицо, как бы это не было оформлено либо не оформлено. Многие говорят: „Ну мы же не заключили с ним договор об инвестконсультировании, значит, инвестконсультирования нет“. Вопрос — а что же это такое? Конечно, это инвестконсультирование, когда клиент при своем решении положился на совет брокера, который просто формально не был оформлен. Вот эту ситуацию надо, конечно, решать по-другому», — пояснил он.