Пролог
Ужесточение экологических норм в развитых и развивающихся странах для крупных производственных предприятий и постепенный отказ от тяжелого ископаемого сырья ускоряют развитие тренда на ответственное отношение к окружающей среде, и в частности тренда на снижение углеродных выбросов. За период с 2017 года по 2021 год индекс компаний, основной целью которых является максимальное снижение углеродного следа, вырос на 50%. Поэтому мы решили разобраться, могут ли такие крупные промышленные производители, как General Motors и GeneralElectric, ухватить ускорение тренда ESG за хвост.
Источник: MSCI
Что такое ESG?
ESG — это аббревиатура от трех английских слов Environmental (экология), Social (социум) и Governance (корпоративное управление). Эти факторы используются при оценке компании на предмет социально-ответственного инвестирования. При оценке корпорации инвесторы используют нефинансовые показатели для оценки влияния компании на изменение климата, истощение природных ресурсов, а также улучшение условий труда.
Коронавирус усилил ESG тренд
За 2020 год объём активов под управлением фондов, инвестирующих в компании с высоким уровнем развития ESG направления, увеличился практически в 2 раза до $47 млрд.
Источник: Bloomberg
Инвесторы все чаще обращают внимание на компании, долгосрочными целями которых является полная декарбонизация производств. Согласно исследованию агентства MSCI, проблема уменьшения углеродного следа в рамках Парижского соглашения будет становится все более ощутимой. К 2050 году для достижения цели в нулевой объем выбросов промышленным компаниям необходимо ежегодно уменьшать углеродный след на 8-10%, что в условиях текущего технологического развития является трудной задачей.
Крупные промышленные предприятия могут быть в тренде
Усиление мирового тренда на ESG может положительно сказаться на таких крупных промышленных производителях, как General Motors и General Electric через сокращение углеродного следа посредством производства электрических машин, популяризации природного газа и ветровой энергии.
GM выиграет от роста спроса на EV авто
Постепенное введение более жестких ограничений на использование машин на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) в странах Европы, Китае, а также США приведет к ускорению перехода производителей на электрические машины. Ожидается, что к 2030 году доля продаваемых электрических автомобилей достигнет 25% в Китае, 30% в США, а также 30% в Европе благодаря росту тренда на ответственное отношение к природе и выполнению Парижского соглашения о снижении углеродного следа.
Источник: GS
Основным толчком роста спроса на электрические автомобили будет их постепенное удешевление за счет ключевой статьи расходов автомобильных компаний — энергетических батарей. По данным BNEF, с 2010 года по 2019 год стоимость производства литий-ионных аккумуляторов снизилась практически в 8 раз до 156 $/кВт. ч. К 2030 году показатель может снизиться до 61 $/кВт. ч.
Источник: BNEF
В наиболее выгодном положении от ускорения тренда EV среди классических автопроизводителей окажется GM ввиду агрессивной политики вывода новых EV моделей на рынок Северной Америки и мировой рынок. Холдинг General Motors планирует вывести около 30 новых моделей на электрической тяге к 2025 году и нарастить долю EV авто до 40% в общем объеме реализации.
Компания сможет нарастить выпуск электрических автомобилей во всех классах авто, что дает ей значительное сравнительное преимущество перед сторонними производителями. Также сравнительным преимуществом GM перед конкурентами будет выступать собственная аккумуляторная платформа и собственный софт для автопилота.
GE сможет стать бенефициаром перехода на возобновляемую энергетику
General Electric может стать одним из бенефициаров роста спроса на дешевую электроэнергетику, вырабатываемую путем сжигания природного газа. Популяризация газа в качестве энергоносителя обусловлена уменьшением выбросов углекислого газа, большей энергоемкостью ресурса, а также капиталоемкостью вложений.
Также мы уверены, что компания может стать одним из бенефициаров роста тренда на ответственное отношение к окружающей среде за счет спроса на возобновляемую энергетику в связи с ужесточением экологических норм в США и ЕС, а также в азиатском регионе, где наблюдается значительный рост инвестиций в зеленую энергетику.
Согласно данным аналитического агентства Bloomberg за 2019 год, GE входит в топ-5 игроков рынка производства ветровых генераторов с долей в сегменте около 12%. Также, по данным IRENA, в период с 2019 года по 2030 год совокупный среднегодовой темп роста рынка ветровых генераторов составит около 18%.
Источник: IRENA
Сегмент возобновляемой энергетики GE пока убыточен, однако Менеджмент положительно оценивает шансы бизнеса по пересечению точки безубыточности в течение 2021 года ввиду оптимизации численности рабочих, снижения капитальных вложений в менее эффективные направления, роста продаж offshore станций на фоне поставок Haliade-X на крупнейшую ветряную ферму в Великобритании. К 2021 году мы ожидаем, что за счет этого сегмента GE сможет расширить годовую EBITDA на $0,9 млрд, совокупная выручка сегмента вырастет на 20% г/г до $18,8 млрд. За период с 2021 года по 2023 год среднегодовой темп роста показателя составит 21,5% г/г.
Итог
Популяризация тренда на ответственное отношение к природе может положительно сказаться на динамике основных финансовых результатов одних из крупнейших производственных компаний в США за счет сильной экспозиции конечных товаров на возобновляемую энергетику и электрический транспорт. Мы уверены, что General Motors и General Electric смогут успешно войти в поток роста ответственного инвестирования, тем самым привлекая к себе внимание инвесторов и фондов.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Андреем Кураповым
1. График роста доли EV на ближайшие 20 лет. Почему-то стыдливо не показывают левую часть графика — достижения за прошедшие 20 лет.
2. На самом деле концепция электротранспорта не увеличит, а снизит общий автомобильный рынок. Пока явное место в логистической экосистеме у электромобилей — на стыке персонального и общественного транспорта. Идеальное место в будущем — бизнес-модели каршеринга — транспорт в равной степени общественный и «частный». Но в такой схеме загрузка одной единицы транспорта существенно повышается, а автомобилизация соответственно — снижается. Происходит «размывание» люксового сегмента. То есть автопарк EV будущего — это бизнес самоуправляемых беспилотных такси, который полностью уничтожит классические такси, каршеринг в нынешнем виде и массу смежных видов бизнеса по автоперевозкам — убив соответствующие сегменты автопарка, и немного зацепив частные автопарки. Так что нынешние автопроизводители по факту роют яму своему бизнесу — через 20 лет вместо 90 миллионов автомобилей они будут продавать 40 миллионов автомобилей и 20 миллионов EV (например).