= = = = =
Рекомендуемое чтение:
Что посмотреть про маркетинг в B2B? Обзор докладов в русском сегменте Youtube
Что ещё посмотреть про маркетинг в B2B на русском языке?
Маркетинг в сфере финансов, B2B и сложных услуг (части 1, 2, 3, 4, 5)
Как повысить цену на продукт или срезать trial без коллапса в продажах
Почему ваши лендинги и лендосы НЕ работают?
«Деньги, Время, Геморрой». Универсальная формула в маркетинге, продажах и управлении проектами
= = = = =
Предновогодняя рубрика «Энциклопедия юных сурков для рашнбизниса».
Итак, вы типичный стартапер, собственник или директор с идеей нового проекта или продукта. Причем продукт / проект у вас нацелен на сектор B2B / B2G — на корпоратов или госов. С хорошим средним чеком и схемой «клиент однажды — клиент почти навсегда». У вас возникает типичный вопрос: кого нанять первым для воплощения своих замыслов с целью грандиозного обогащения — продавцов, продакт-менеджера или маркетолога? Кто принесёт сразу пользу и бабло?
Сначала к практике. Подавляющее большинство выбирает найм продавцов — и это вроде бы очевидно. Чтобы получить денежку на счёт, надо продавать. Однако на деле заканчивается это следующим: продавец суетит с «голой задницей», не имея ни внятной продуктовой линейки, ни внятного сайта, ни описаний продуктов, ни скриптов, ни референсных клиентов, ни use cases, ни понимания ЦА. То есть действуя как в том известном меме про собачек. Е6ИТЕС.
И так как у вашего продавца скромный fix + жырный % со сделок, то продавец ваш оказывается с голой жопой не только в плане поддержки, но и в плане собственного дохода. Потому что с «голой задницей» продавать сложный продукт крайне тяжело. В итоге ваши продаваны (большая часть которых в B2B, к слову, ещё и профнепригодны) начинают люто истерить на второй-третий месяц работы, требуя им срочно докинуть лидов или ещё как-то помочь. Попутно смотря на сторону, думая, куда бы срулить.
Заслышав слово «лиды» и понимая, что ща придется по кругу искать новых продавцов, рашнбизнис нанимает «маркетолохов», которые включают БМ-классику директ-таргет-инстаграм-упаковка-лендинг. Что естессно, помогает весьма относительно: лидов мало, качество их спорное, продавцы продолжают люто истерить. После чего градус истерики передается руководству и собственникам, и все бегают с криками «А-А-А-А-А» согласно схеме эвакуации.
До продакта дело не доходит: сначала выпиливают маркетолога, потом продавцов, потом сворачивают лавку, просрав бабло, нервы, и усугубив проблемы с печенью и поджелудочной. ТРУ СТОРИС, написанные кровавыми слезами рашнбизнисменов.
А теперь как по уму. Сначала надо:
1. Понять как сформирована и описана продуктовая линейка. Пока просто в Ворде и Экселе. Пригодно ли это для восприятия клиентами и продавцами?
2. Оценить, понимаешь ли ты как думает твоя ЦА, смогут ли они понять твой продукт / услугу, сколько там ЛПРов, кто может быть за сделку, а кто будет её блокировать.
3. Оценить, есть ли у тебя готовая клиентская база, четкое понимание где её взять, как на неё выходить и с каким конкретно предложением.
4. Оценить, готов ли у тебя минимальный комплект сопроводиловки (сайт, презы, use cases, прайс-листы, типовые КП, скрипты для продаванов / ответы на возражения / FAQ).
5. Проверить, сформированы ли оферты / типовые договора / условия поставки / условия пробного использования / условия оплаты-постоплаты и закрыты ли прочие юридические, финансовые и организационные вопросы. Особенно если собираешься работать на зарубежную ЦА.
6. Оценить, готова ли контора в плане обеспечения минимально необходимого качества продукта / услуги / поставки и готова ли она в плане емкости, если будет рост потока заказов.
7. Проверить, есть ли кому обучать продавцов продукту и проч. на минимально должном уровне.
Если хотя бы на первые 6 вопросов ответ положительный — беги нанимать продавцов и искать партнеров. Если нет — разберись с этим барахалом.
Не можешь сам — найми маркетолога (НЕ лидодрочера и не БМ-овца) / продакта / зама генерального и проч. И только когда будет ясно, что уже дерьмишко лопатой почти раскидано, беги на поиск сэйлзов.
И да, это означает, что пару-тройку месяцев вы воообще ничего не будете пытаться продавать и не будете тратить бабки на рекламу. Звучит дико страшно (как это не продавать и не сливать бабки в рекламных кабинетах?) — но как есть. Иначе — см. пример выше.
Когда можно с самого начала нанимать продавцов? Когда по факту вашу бизнесу не нужны маркетологи и продакт-менеджеры, а прочая рутина готова. То есть у вас простое и понятное УТП, а процессы отлажены. Скажем, вы продаете гвозди или щебенку приличного качества волшебным образом дешевле на 5-10%, чем в среднем по больнице. Но если вы продаёте, недайбосх, ОЙТИ-решения для рассейского B2B/B2G — сделайте, бл, по уму сразу. Или не нойте потом, что обосрались и денег нет.
= = = = =
Исходная публикация: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da/kogda-nanimat-prodavca-ili-marketologa-na-starte-proekta-ili-potom-5feb5b2de08bb3522f32ed08
Телеграм-канал «Криптокритика»: https://t.me/cryptocritique
Телеграм-канал «Маркетинг хуяркетинг»: https://t.me/marketinghuyarketing
Youtube-канал «Маркетинг Хуяркетинг». Подпишись*!
(* или у тебя не будет денег в следующем году!)
2. Оценить, понимаешь ли ты как думает твоя ЦА,
идем от обратного, нужно:
— выяснить, как думает ЦА,
— выяснить, понимаешь ли ты сам,
— оценить себя.
У меня одного дискомфорт от этой логики?