Иван Донских
Иван Донских Рецензии на книги
26 июня 2020, 10:45

Будущее уже здесь. Только оно неравномерно распределено.

Рецензия на книгу: «Сдвиг» — Joichi Ito, Jeff Howe
Моя оценка:
(4 из 5)
Авторы представляют собой классический тандем директора и журналиста. У Джоя Ито столько регалий что и не перечислить, действительно «крутой чувак».

В целом сей опус является представителем популяризации науки и МТИ. По началу всё выглядит очень поверхностно, после каждой главы личные мнения-комментарии (если их можно так назвать) авторов. Но к середине книги начали высказываться весьма умные мысли и строиться достойные предположения. Так же книга изобилует множеством полезных отсылок, которые помогают понять текущие движения в мировой культуре (Н-р: Sci-Hub, я даже не подозревал что учённые обмениваются между собой платными статьями, 30 баксов за статью). Если оценивать сей труд с узконаправленной точки зрения — текущее развитие общества, то это однозначно 5, но лично для себя (отчасти считающего себя трейдером) оцениваю её в 4 балла. 

Авторы пытаются донести читателю идею о том что сейчас меняются парадигмы мышления и предоставляют 9 принципов этих изменений, которые взяли себе за основу одна из лабораторий подразделения МИТ (Media Lab).

Тезисы:

1 Эмерджентность. Сама идея не нова, её исследовали ещё древние греки...
Наиболее очевидный пример эмерджентной системы, созданной людьми, — экономика, которая четко проявляет атрибуты, не подлежащие контролю отдельного индивида. Мы склонны считать рынки всего лишь площадками, где покупатели с продавцами встречаются и ведут свой бизнес. Однако, как отмечал австрийский экономист Фридрих Хайек в работе 1945 года, которая считается одним из фундаментальных текстов по теории информации, рынки делают нечто гораздо более ценное: они собирают и используют знания, «широко распространенные между отдельными индивидами». «Каждый член общества может располагать лишь малой долей знания, которым владеют все, и… каждый, таким образом, понятия не имеет о большинстве фактов, на которых строится функционирование общества». Рынок, по мнению Хайека, —это случайный агрегат: машина, созданная людьми, чтобы «победить разум».

Сравнение отхода от авторитета (авторы противопоставляют текущую модель управления компаниями — административно-авторитарной системы, от эмерджентных систем) «Британской энциклопедии» к «Википедии» (авторитетное собрание экспертов против самоорганизующегося сообщества «книжных червей» ради общего блага) — отличный индикатор подобных фазовых изменений. В 2005 году журнал Nature опубликовал исследование, в котором утверждалось, что эти два ресурса сопоставимы по качеству.

Синтетическая биология зарождение

2 Притягивание против отталкивания — про фукусиму, про биткоин, про Scratch.

3 Компасы против карт

Алгебра — это предмет, при помощи которого мы учим мозг применять абстрактное мышление к практическим вещам». Иными словами, это мост между платоновским миром идеальных представлений и тем хаосом, в котором мы обитаем. © Дэн Уиллингем

4 Риск против безопасности — про венчурных инвесторов

5 Неповиновение против покорности — ранние методы криптографии

6 Практика против теории — издержки по неудачам значительно снизились, вследствие чего строить планы стало менее рациональной затеей чем раньше.

Различия Scratch и Code.org — страсть против практики. (Я бы выбрал первое)

«Мы придем к тому, что получим две системы школьного образования: одна для бедных, другая для богатых», — говорит Джеймс Ги, лингвист, педагог и гейм-дизайнер. Бедняков будут готовить к сдаче тестов, преподавать им общие предметы и «гарантировать, что их обучат основам знаний, которые дадут возможность получить рабочую профессию». А в школах для богачей, напротив, будут делать упор на решение проблем, инновации и навыки, необходимые для генерирования новых знаний. «Эти дети отлично сумеют интегрироваться в глобальную систему». Последняя битва за гражданские права, утверждает Ги, идет не за право голоса или равные карьерные возможности: «Это битва за алгебру».

Неплохие расуждения о проблемах образования, чертовски неплохие.
Личное мнение автора рецензии: Раньше люди видели проблему в знаниях получаемых из интернета, мол они очень быстротечны, однако сейчас многие видят в этом блестящие возможности в процессах познания и развития.

7 Разнообразие против квалификации — про Foldit, а также Eterna 

Эффективность краудсорсинга: Бизнес нового поколения
Longitude Prize. В 1714 году английский парламент назначил награду в 10 000 фунтов стерлингов тому, кто предложит способ определения долготы. Ведущие научные умы и таланты решали проблему… а победителем в итоге оказался часовой мастер-самоучка Джон Харрисон.

8 Устойчивость против силы

Имунно-системный подход к сетевой безопасности. Имя нам легион: История хактивизма

Кибербезопасность (сильно недооценивал «мощь» хакеров)
«Мы действуем исходя из предпосылки, что в пределах десяти минут после загрузки нового сервера он будет взят под контроль», «Разрыв между электронными коммуникациями, которые осуществляются со скоростью света, и временем, необходимым человеку и его структурам, чтобы отреагировать на проблемы информационной безопасности и защиты личных данных, очень велик и постоянно расширяется» — отмечалось в блог-посте Harvard Business Review, соавтором которого была эксперт в области кибербезопасности и сотрудник Института Санта-Фе Стефани Форрест.
Криптография, RSA

9 Системы против объектов

Оптогенетика (Воздействие на нейроны с помощью света, эксперимент — научили слепую мышь видеть. Испытания на человеке одобрены в 2016 году.)
CRISPR — генный драйв (метод, нацеленный на быстрое распространение целевого гена в популяции)
AlphaGo — 37 ход второй партии с Ли Седолем.
Личное мнение автора рецензии: Весьма показательным был факт победы Ли в четвертой партии, это прибавило «энтузиазм» людскому роду в отношении этой игры и взаимодействии человека и машины. (Факты: При победе «машины» в шахматной партии с Гарри Каспаровым, интерес к шахматам значительно уменьшился. А аудитория наблюдавшая за игрой в «Go» вдвое превышала аудиторию Суперкубка, членство в клубе игры «Go» МИТ удвоилось после проведения матча)

Компьютерная видео-игра This War of Mine войдёт в школьную программу, смотреть с 6-ой минуты

1 Комментарий

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн