Отрицательная цена на нефть — это новая реальность нашего мира.
Отрицательная цена на нефть привела к обнулению многих трейдеров. Более того, многие трейдеры не просто обнулились, а остались должны брокеру и имеют многомиллионные минусовые счета, то есть должны брокеру. В основном это касается трейдеров на Московской бирже (МБ), но даже на CME сильно пострадали некоторые трейдеры. В частности клиенты брокера IB.
К нам по всем каналам поддержки обращаются люди со схожим вопросом:
«А как у вас обстоят дела? Ваши клиенты пострадали от отрицательных цен на нефть 20го апреля 2020 года?»
Отвечаем:
Никто не пострадал. Никого из наших клиентов не затронули отрицательные цены, которые мы наблюдали на МАЙСКОМ КОНТРАКТЕ (CLK0) и никто не понёс убытков.
1)Высокая маржа на нефть. Рисковики биржи, а вслед за ними и риск-менеджмент брокера еще в марте значительно увеличил маржу, в том числе и внутридневную. Да, изначально это вызвало недовольство некоторых клиентов, так как значительно сократилось количество контрактов, которыми они теперь могут торговать, а некоторые в принципе потеряли такую возможность. Но в итоге предотвратило потерю денег.
2)Поставочный фьючерс. Нефть CL на CME — это ПОСТАВОЧНЫЙ ФЬЮЧЕРС (в отличии от CL на МБ). Особенность поставочного фьючерса в том, что клиенты, которые оказываются в позиции на момент экспирации обязаны поставить физическую нефть (если шорт) или принять на хранение нефть (длинная позиция). Это могут сделать только участники торгов с пометкой Hedger (хэджер) — это трейдеры, которые являются реальными производителями или потребителями нефти. Среди наших клиентов таких нет. И поэтому биржа и брокер «отстраняет» обычных трейдеров от торгов задолго до экспирации. То есть открывать новые позиции нельзя было задолго до 20го апреля. Режим торгов для обычных физ. лиц переводится в режим: «ТОЛЬКО ЛИКВИДАЦИЯ ОТКРЫТЫХ ТОРГОВЫХ ПОЗИЦИЙ». Учитывая, что нефть давно и сильно падала, все, у кого были длинные позиции закрыли их задолго до 20го апреля. На Московской же бирже CL (копия с биржи NYMEX) — это расчетный фьючерс и там биржа позволяет торговать до последнего момента — до экспирации, чем многие пользуются и в итоге получили убытки.
3)Расчетный фьючерс QM. На бирже CME помимо поставочного фьючерса CL, который считается основным/стандартным есть еще младший брат — QM. Он в два раза меньше основного. В CL в одном контракте 1000 баррелей нефти, а в QM только 500 баррелей. Спецификация фьючерсов.
Так вот, QM, кроме того, что он меньше в 2 раза, является РАСЧЕТНЫМ, а не поставочным. Расчетный фьючерс предполагает меньшие риски, чем поставочный и поэтому мелкие трейдеры могут в нем дольше торговать, но всё равно брокер настоятельно требует закрыть позиции в QM за несколько дней (3-4 дня) до экспирации и при необходимости делает это принудительно, так как ликвидность падает, волатильность растет и это потенциально опасно, а следующий контракт уже расторгован и там отлично можно торговать. В обычное время, это вызывает недовольство и раздражение у клиентов, но ситуация 20го апреля (предпоследний день перед экспирацией) показал, что подобная предусмотрительность не лишняя и спасла клиентов от потери денег.
Март и апрель 2020 выдались не простыми на рынках. Волатильность зашкаливает. Данная ситуация заставляет по новому взглянуть на риск-менеджмент и на ограничения со стороны брокера в этом направлении. То что раньше казалось избыточной перестраховкой — теперь кажется крайне разумной мерой заботой о сохранности депозитов клиентов и заботой брокера о собственной финансовой устойчивости.
Уверен, что период повышенной волатильности пройдет и мы снова увидим внутридневную маржу на E-Mini S&P 500 по $500 или по нефти — $1000. Но сейчас держать такую низкую маржу — верх безумия. Отнеситесь с пониманием. И можно посмотреть видео на эту тему: