The Man Who Solved the Market — одна из лучших книг, чтобы узнать о том, против кого вы играете, активно торгуя на рынке.
Это история хедж-фонда Renaissance Technologies, которому удалось с 1988 года получить среднегодовую доходность 39,1%.Для сравнения доходность у Уоррена Баффета — 20,5% годовых, у Рэя Далио – 12%. В 2019 году книга вошла в шорт-лист лучших книг по версии Financial Times.
Основатель фонда – математик Джим Симонс. До 1978 года он занимался академической наукой после чего решил торговать фьючерсами. Первые 10 лет были ужасными. Без какого-либо опыта он торговал на интуиции, что привело его к тяжелым эмоциональным проблемам.
В середине 80-х годов сотрудники компании опасались, что Симонс может совершить самоубийство. В итоге после неудачного первого десятилетия в 1988 году он решил создать фонд на совершенно новой концепции. Все сделки будут автоматизированы, а эмоциональные решения будут полностью исключены.
Симонс ничего не понимал в финансах. Его идея заключалась в анализе огромного массива данных с помощью компьютерных программ. В конце 80-х этим практически никто не занимался, единицы инвестфондов имели электронную почту. Идея, что математики с помощью алгоритмов могут переигрывать обычных инвесторов считалась смешной. Симонс рассчитывал, что на рынке есть неэффективность. Хотя частично в ценах присутствует случайность, но иногда можно выделить паттерны, которые увеличивают вероятность, что в будущем цена пойдет вверх или вниз.
Трейдеры уходят домой в пятницу, закрывая позиции по фьючерсам, опасаясь, что в понедельник рынки откроются резким движением. В понедельник они покупают их обратно, увеличивая цену. Фонд покупал у них фьючерсы в пятницу и продавал чуть дороже в понедельник. Первые паттерны, которые отыскивал фонд были просты, но остальные трейдеры игнорировали их, позволяя компании зарабатывать на аномалиях.
Откуда бралась доходность? Со временем Симонс решил, что их прибыль – результат фобий и ошибок крупных и малых инвесторов, пытающихся спекулировать. Менеджер крупного фонда, который пытается предугадать куда пойдет стоимость акции на следующей неделе – вот прибыль Renaissance. «На рынке слишком много дантистов, которые много торгуют», отмечал один из его коллег.
Симонс все равно порывался к торговле на интуиции. Работники с удивлением наблюдали, как человек который построил фонд на философии полной автоматизации, хотел купить больше золота, потому что ему казалось, что оно должно вырасти в цене. К счастью, такие ситуации случались нечасто.
С самого начала Симонс набирал на работу только математиков, программистов и инженеров. В Renaissance не было экономистов и бизнесменов. Со временем штат рос, а компания углублялась во все более сложные торговые системы, которые для широкой публики остаются «черным ящиком».
В один из дней 1997 года система Renaissance ошиблась и купила больше фьючерсов на пшеницу, чем необходимо, приведя к скачку цен на нее. На следующий день аналитики в Wall Street Journal объясняли движение цен новостями о плохом урожае, что заставило сотрудников фонда лишь ухмыльнуться.
Как астрономы настраивают свои телескопы в поисках галактик, так же и математики Renaissance искали аномалии в ценах на активы по всему миру. Когда такая аномалия находилась, специальная система определяла, сколько денег должно быть вложено в стратегию. Если система приносила убытки, автоматизированный риск-менеджмент сам сокращал позиции для этих торговых моделей.
Возможно, Renaissance оказался самым удачливым фондом в истории. Революция, которую сделал фонд: измеряйте данные и стройте математические модели для ожидания будущего изменения цен. Не нужно бессистемно гадать куда пойдут цены на следующей неделе. Если вы этим занимаетесь, то окажетесь жертвой Renaissance.
Выкладывать обзоры также буду в Telegram Bastion.