Итак в этой статье поговорим о таком инвестиционном коэффициенте, как мультипликаторе P/E (Price/Earnings или Цена/Прибыль).
P/E считается самым известным коэффициентом инвестиционной привлекательности компаний. Популярность этого показателя объясняется тем, что его достаточно просто посчитать и в то же самое время он сразу дает неплохую характеристику привлекательности акций. Однако, как и любой другой показатель мультипликатор P/E имеет свои плюсы и минусы. Сейчас мы подробно разберем все аспекты данного показателя, начиная с методов расчета и заканчивая особенностями применения.
Коэффициент P/E – один из самых популярных инвестиционных мультипликаторов, который показывает насколько недооценены или переоценены акции компании для инвестора. Он характеризует во сколько чистых прибылей рынок оценивает компанию. Высокое значение может означать, что компания переоцененная, а низкое значение говорит о недооцененности компании. Также следует понимать, что могут существовать причины слишком больших или маленьких значений P/E, которые инвестор обязан узнать перед вложениями в акции таких компаний.
Данный способ расчета обычно считается классическим и наиболее простым, т.к. все данные для расчета легко доступны.
Пример расчета P/E за 2016 год по компании Алроса: Цена акций на тот текущий момент была равна 90,06 руб. и ее можно просто взять на любом сайте, транслирующем котировки или в биржевом терминале. Прибыль на 1 акцию за 2016 год равна 17,85 руб. И ее мы берем из отчетности компании, в частности из отчета о прибылях и убытках. В итоге: P/E для компании Алроса = 90,06 / 17,85 = 5,04.
Это невысокий показатель, учитывая, что средний P/E по российским компаниям на текущий момент равен 8, а например, по американским компаниям средний P/E сейчас равен 25. Чем ниже показатель P/E – тем лучше. Низкое значение коэффициента говорит о том, что акции компании недооценены. Высокое значение, напротив, чаще всего говорит о том, что акции компании переоценены и возможно это финансовый пузырь.
Самый распространенным подходом является расчет по последнему опубликованному годовому отчету.
Но, а что, если он выпущен несколько месяцев назад? За это время многое могло измениться, и вы, оперируя текущей ценой и прошлыми достижениями компании, пытаетесь произвести её адекватную оценку сейчас. Что делать в таком случае?
Есть два подхода:
Для адекватной оценки перспектив компании нужно комбинировать эти методы, сравнивать полученные результаты и вычислять средневзвешенное значение.
При расчёте нужно учитывать ещё и другие подводные камни, в частности цикличность бизнеса. Во многих отраслях, особенно это заметно в потребительском секторе, четвёртый квартал в году является самым важным. На него приходятся основные продажи и такие компании, соответственно, демонстрируют большую прибыль в конце года. Это приводит к искажению реального P/E. Если делать выводы, опираясь на этот квартал, можно подумать о том, что бизнес недооценён.
Для того, чтобы правильно оценивать компанию по P/E нужно:
Сравнивать P/E анализируемой компании с предприятиями из той же страны и отрасли. Причём они могут быть не сопоставимы по размеру, объёму активов и капитала;
Чтобы у компании было положительное значение чистой прибыли. При убытках этот коэффициент использовать некорректно;
Определить, в каком цикле находится анализируемая компания. На пике цикла прибыль растёт и p/e, поэтому есть риск сделать ошибочные выводы и купить акции перед большой коррекцией;
Рассчитать темпы роста прибыли. P/E и темпы роста должны быть сопоставимы. Если, к примеру значение темпа роста вдвое превышает P/E, то можно говорить о потенциале роста цены акции.
Заключение:
P/E — очень важный финансовый мультипликатор для фундаментального анализа, который создан для того, чтобы сравнивать компании. Будет неправильно, если вы просто рассчитаете это соотношение для отдельной компании и сделаете вывод о недооценке или переоценке на основании среднерыночного P/E. Одна из отраслей может быть очень сильно недооценена в отдельно взятый год, поэтому нужно сравнение с конкурентами.
Переоценивать значение данного мультипликатора тоже не стоит. Это лишь один из методов инвестиционной оценки, который без других может показать ситуацию однобоко. Он не учитывает долговую нагрузку предприятия и реальные денежные потоки.
Успешных Вам инвестиций!