Рецензия на книгу «Милый друг» — Ги де Мопассан.
Со временем книга воспринимается совсем по-другому. В первое прочтение финансовый вопрос прошел мимо меня, сейчас же он прямо бросается в глаза.
Вот так Жорж Дюруа оценивает свои финансы в начале книги:
Сегодня двадцать восьмое июня; до первого числа у него остается всего-навсего три франка сорок сантимов. Это значит: два обеда, но никаких завтраков, или два завтрака, но никаких обедов, — на выбор. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед — полтора франка, то, отказавшись от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть, рассчитал он, можно будет еще два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре. А это его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам.
Ближе к концу книги Жорж (уже Дю Руа) через жену получает половину наследства:
Не имея прямых наследников, я все свое состояние, заключающееся в процентных бумагах на сумму шестьсот тысяч франков и в недвижимом имуществе стоимостью приблизительно в пятьсот тысяч франков, оставляю госпоже Клер-Мадлене Дю Руа, не ставя ей при этом никаких условий и не налагая на нее никаких обязательств.
И вот он уже оценивает свои финансы по-другому:
— Вы тоже богаты, — ведь вы получили наследство, — ввернула она.
— Есть о чем говорить! — с кислой миной воскликнул он. — Каких-нибудь двадцать тысяч ренты. По нынешним временам это сущий пустяк.
— Но ваша жена тоже получила наследство.
— Да. У нас миллион на двоих. Сорок тысяч годового дохода. На это даже собственного выезда не заведешь.
Можете посчитать доходность этих самых «процентных бумаг».
Есть и про манипуляции ценными бумагами, но это уже не так интересно:
Экспедиция в Танжер была решена еще в тот день, когда Ларош стал министром иностранных дел. К этому времени облигации марокканского займа упали до шестидесяти четырех – шестидесяти пяти франков, и они скупили их все до одной. Скупали они их очень осторожно, через мелких, не внушающих доверия биржевых жучков, которые ни в ком не возбуждали подозрений. Ротшильды не могли взять в толк, почему такой спрос на марокканский заем, но они и их обвели вокруг пальца. Им назвали имена посредников: все это оказались люди нечистые на руку, выброшенные за борт. Тузы успокоились. Ну а теперь затевается экспедиция, и, как только мы будем в Танжере, французское правительство сейчас же обеспечит заем. Наши друзья заработают миллионов пятьдесят – шестьдесят. Понимаешь, в чем штука? Понимаешь теперь, почему они боятся решительно всего, боятся малейшей огласки?
Удивительно что написана книга была в 1885 году, а у нас и сейчас ценные бумаги остаются уделом немногих.
Ну и о настоящих мужских ценностях. В конце книги, когда Жорж уже добился всего чего хотел:
Подойдя к выходу, он увидел сгрудившуюся толпу, темную шумящую толпу, пришедшую сюда ради него, ради Жоржа Дю Руа. Весь Париж смотрел на него и завидовал.
Он медленно спускался по ступенькам высокой паперти, вокруг которой шпалерами выстроились зрители. Но он их не видел. Мысленно он оглядывался назад, и перед его глазами, ослепленными ярким солнцем, носился образ г-жи де Марель, поправлявшей перед зеркалом свои кудряшки, которые, пока она лежала в постели, всегда развивались у нее на висках.
Не деньги. Не высокое положение в обществе. Все просто – женщина, готовая щедро и беззаботно отдавать себя.
Там тысячи советов- как жить в этом мире! Но самый главный совет мужчине- это если ты хочешь сделать карьеру по социальной лестнице, то вам необходима умная женщина ( женщины)!