Этот том посвящен событиям первой половины XIX века, эпохе правления сыновей императора Павла – Александра и Николая.
Электронная книга https://t.me/kudaidem Подпишитесь- будьте в курсе.
В смысле экономическом Россия великой державой не являлась.
Отставание усугублялось по двум причинам – внешней и внутренней.
Во-первых, как раз в этот период на Западе стремительно развивались промышленность и торговля.
В Англии промышленная революция уже и заканчивалась. К 1830-м годам эта страна превратилась в огромный завод, где было сосредоточено всё тогдашнее машиностроение, 80 % добычи угля и половина производства металла. В 1851 году, когда в России торжественно открылось паровозное сообщение между столицами, на небольшом острове работало уже 10 000 километров железных дорог.
После окончательного изгнания архаичных Бурбонов стала быстро расти и экономика Франции.
В экономике капиталистические механизмы работали много лучше, чем самодержавные.
Российская экономика николаевского времени страдала целым комплексом тяжелых проблем.
Самой злокачественной была проблема структурная: главным инвестором и заказчиком в промышленности являлось государство. Развивались только те отрасли, которые оно стимулировало. Поэтому сплошь и рядом производство получалось не прибыльным, а затратным и ложилось бременем на государственный бюджет.
Во-вторых, страдала производительность. Протекционистские меры не столько защищали отечественную промышленность, сколько оберегали ее косность. Наконец, значительная часть поступающих из казны средств бестолково расходовалась или попросту разворовывалась. Поэтому к середине века Россия, например, утратила первенство в железнорудной области.
Другой проблемой была узость рынка рабочей силы. Почти всё трудоспособное население жило в деревнях, и значительная его часть, будучи крепостными, не могла свободно мигрировать.
Третья большая проблема состояла в дефиците частных денег.
В эпоху, когда Европа индустриализировалась, Россия оставалась страной аграрной. Но и сельское хозяйство велось по старинке. В земледелии сохранялось средневековое трехполье (яровые – озимые – пар), урожаи увеличивались лишь за счет распашки новых земель, производительность оставалась очень низкой. При том что 90 % населения выращивало злаки, экспорт зерна был невелик (чуть больше 1 млн тонн в год). Четыре пятых хлеба съедалось.
В 1851 году во всей империи работало только 19 заводов, производивших машины и станки. Даже паровые двигатели, повсеместно распространенные в Европе, пока были редкостью.
Из «мирных» технологичных отраслей лучше всего развивались самые выгодные: сахарная, писчебумажная и в особенности текстильная.
хлопчатобумажную промышленность вышла в лидеры – ее объем вырос в 30 раз.
Коммуникации
В Россию западные транспортные новинки приходили по одному и тому же сценарию. Сначала их игнорировали, потом начинали понемногу экспортировать, наконец приступали к собственному производству – и оно всегда оказывалось ужасно затратным, медленным, отстающим.
Военная потребность побудила правительство наконец взяться за железные дороги.
В 1842 году торжественно учредили Департамент железных дорог.
Николаевская железная дорога. Фотография середины XIX в.
Строительство 600-километровой Николаевская железная дорога было самым грандиозным предприятием царствования. процесс растянулся почти на десять лет. При проектной стоимости в 43 миллиона рублей дорога официально обошлась в полтора раза дороже. В строительстве постоянно участвовали 50–60 тысяч человек – в основном крепостные крестьяне
К 1855 году в империи будет меньше тысячи километров железных дорог (во Франции – пять с половиной тысяч, в Германии – шесть тысяч).
Шоссейные трассы соединили три главных города империи – Петербург, Москву и Варшаву. Самая длинная магистраль протянулась от Москвы до Иркутска. В общей сложности к концу царствования в России было уже 8,5 тысячи километров дорог, которые осенью и зимой не превращались в трясину.
Настоящее производство парового водного транспорта началось лишь с открытием Сормовского судостроительного завода (1849 год).
за первую половину столетия экспорт увеличился вчетверо, а импорт (за счет потребности в машинах) даже впятеро.
Вывозила страна почти исключительно сельскохозяйственную продукцию: лен, пеньку, сало, зерно. При этом хлеб шел за границу не потому что его было слишком много, а за счет внутреннего недопотребления – собственное население хронически голодало.
Главным партнером и по экспорту, и по импорту была Англия, первая торговая держава мира. Она покупала у России сырье, а продавала индустриальную продукцию.
Благодаря некоторому улучшению транспортной инфраструктуры, активнее заработали ярмарки. Их число увеличилось, и сами они стали крупнее. Самая большая, Нижегородская (бывшая Макарьевская) превратилась в огромное предприятие, где за шесть недель ежегодного торга оборачивались десятки миллионов рублей.
Еще быстрее развивалась магазинная торговля, поскольку этот удобный для контроля вид коммерции поощряло государство. Оно строило в столицах и больших городах гостиные дворы и торговые ряды.
Самые успешные купцы, накапливая капиталы, начали вкладывать лишние деньги в производство.
Стали возникать первые акционерные товарищества, в торговых городах появлялись товарные биржи, проводились мануфактурные и сельскохозяйственные выставки.
Главной бедой была очень низкая покупательная способность населения. Нищие крестьяне совсем не имели лишних денег, часто жили только натуральным хозяйством и всё, что могли, не покупали, а изготавливали сами.
Нижегородская ярмарка. Гравюра из «London Illustrated News»
Частные банки находились под фактическим запретом, а монополист, Государственный Коммерческий банк, основные свои средства расходовал на помощь разоряющимся помещикам.
Финансовая система империи при Николае испытала на себе как сильные, так и слабые стороны самодержавной модели.
до 1840 года, меры по дисциплинированию бюджетной политики давали вполне ощутимые результаты. Расходы поддерживались в примерном соответствии с расходами, рубль «слушался» приказов.
При Александре проблему бюджетного дефицита решали не мудрствуя: сколько не хватало денег, столько печатали ассигнаций. К 1825 году этих необеспеченных обязательств накопилось почти на 600 миллионов рублей. Из-за недоверия к «бумажным» деньгам в стране существовало два курса – для серебряного рубля и для ассигнационного.
Копился и внешний долг, превысивший 100 миллионов рублей.
Помимо подушного налога, у бюджета существовал давний надежный источник дохода – «питейные деньги». Но и этот ресурс очень оскудел из-за государственной монополии на виноторговлю.
Министр Канкрин предложил «приватизировать» продажу вина – продавать лицензию коммерсантам, которые платили бы установленный сбор прямо государству. Лицензии продавались раз в четыре года, их стоимость все время повышалась. Доход казны за 30 лет увеличился в четыре раза.
Другой оздоровительной мерой графа Канкрина была отмена ассигнаций. Вместо них ввели кредитные билеты, которые при желании обменивались на серебро один к одному.
Это очень укрепило национальную валюту, упорядочило взаиморасчеты и на время обеспечило российским финансам стабильность.
Но рублевый ренессанс продлился недолго. Поддержание статуса сверхдержавы требовало все новых и новых затрат.
К концу николаевского царствования долг иностранцам будет почти втрое больше, чем при Александре Первом.
Николаевский кредитный билет
Венгерская кампания стоила государству займа в тридцать пять миллионов. Крымская – еще одного, уже в пятьдесят.
Пришлось печатать кредитные билеты так же, как раньше печатали ассигнации. Снова «поплыл» курс. К 1855 году государственный долг по кредитным билетам достиг 356 миллионов, а суммарная задолженность правительства по внешним и внутренним обязательствам докатилась до астрономической суммы в 1,2 миллиарда.
Российское государство надрывалось, поддерживая свою военную мощь. В 1850 году оно тратило на армию и флот 57 процентов бюджета. Главный геополитический соперник Англия обходилась 28 процентами.
В конечном итоге в этом и состояла основная причина провала николаевской финансовой политики.
Электронная книга https://t.me/kudaidem Подпишитесь- будьте в курсе.
Вообще, в школе нам историю очень однобоко преподавали. Никогда не рассказывали о финансовой, торговой истории.
И сейчас в кризис помещиков спасают. 200 лет стабильности.
Что еще ожидать от смердов .Акунин-грузино-жид написавший эту чушь, которую смерды обсуждают . Но мало того, этот жидёнок основу своего бреда взял ещё у одного жидо-масона Карамзина , который писал Историю Государства Расиянского по заказу Дома Романовых-Голдштейнов .
Вообще фентези Карамзина , это пример как создать матрицу для быдла.Даже сегодня в век хоть каких то технологий , быдло продолжает верить в эту чушь . Быдло не способно мыслить критически , не способно проверять те или иные данные .
К примеру разумным людям известно, что Иван 4 не убивал своего сына .Впервые про убийство сына Иваном 4 появилась именно у Карамзина . Или к примреу ни в одной русской летописи нет никакого упоминания ни о какой Кыевской Руси.Впервые Кыевская Русь опять же появляется только у Карамзина .
Ну, хотя бы ВВП чтоли. Насколько я знаю, ВВП России не превышало ВВП Испании.
eleuterokok,
Что ? Вообще то речь о другом была .Причем тут какие то ВВП, когда суть во лжи .Все эти дешманские заявления жида акунина не имеют никакого смысла, потому что он лжец по определению .Доводы акунина и его ложь только для либерально-запендосовского сброда и прочих русофобов коих в РФ 99%
eleuterokok,
Какие же тупые люди.Ну если он изначально лжец , который берет за основу труды ещё одного лжецы Карамзина .То получается он, что только по праздникам лжет что ли?
Что касается экономики Европы, то не нужно тут втирать про свою гейропу .Потому что вся гейропа и вся её экономика это жалкое примыкание перед Ротшильдом .
Чтобы понять что такое экономика гейропы, нужно прочитать книгу французского публициста Эдуарда Дрюмона … Еврейская Франция.. Где он описывает, что такое гейропа и что такое экономика гейропы
Россия при Александре 1 и Николае 1 достигла огромного могущества, реформы проводимые этими императорами используются и сейчас: учреждение министерств 1802, реформы образования, открытие школ для крестьян, университетов при Николае 1 открыто несколько десятков, которые работают и сегодня. Построена самая протяженная ж/д в мире 1851 Питер-Москва и заметьте нет восстаний. Российская империя работала как часы.