При инвестировании я старюсь использовать
стоимостной подход, отличной описанный Беном Гремом и Уорреном Баффетом – ищу недооцененные на мой взгляд компании, внутренняя стоимость (ценность) которых выше, чем рыночные цены (котировки) на момент инвестирования. Идея в том, что в будущем рынок переоценит такие компании и приведет рыночные котировки акций компании в соответствие с их внутренней стоимостью (ценностью). Как метко заметил Бен Грем: «Инвестор — это реалист, который покупает у пессимистов и продает оптимистам».
Наряду со стоимостным подходом использую «дивидендное» и «стратегическое» инвестирование.
Суть
«дивидендного инвестирования» в выборе компаний, которые в будущем смогут обеспечить инвестору дивидендную доходность не ниже, чем банковское депозиты.
Суть
«стратегического инвестирования» описал Майкл Портер в 96-м году в своей работе «What is strategy?» («Что такое стратегия?») (
https://pandia.ru/text/77/195/40208.php). Под «Стратегическим Инвестированием» имеется в виду концепция инвестирования в компании с четкой выигрышной стратегией, которая с гарантией переживет горизонт планирования долгосрочного инвестора.
На какие финансовые показатели компании я ориентируюсь при
первоначальном выборе потенциальных претендентов на приобретение:
Е — читая прибыль за последний год по LTM (за последние 4 квартала);
E5 — средняя чистая прибыль за последние 5 лет;
P – капитализация компании на момент инвестирования;
EV – стоимость инвестированного капитала компании на момент инвестирования;
P/E; EV/E; P/E5; EV/5E — по котировкам на момент инвестирования;
ROE — рентабельность собственного капитала компании за последний год по LTM;
P/B – мультипликатор «цена/балансовая стоимость» на момент инвестирования;
ОДИ = ROE / (P/B) – мои ожидания по доходности инвестиций в годовом исчислении;
ДД — мои ожидания дивидендной доходности на следующий после момента инвестирования год.
Какие российские компании я считаю
переоцененными (на мой взгляд их внутренняя стоимость (ценность) ниже, чем рыночные цены (котировки)) и исключаю из числа потенциальных претендентов на приобретение (при одновременном выполнении):
P/E > 10;
P/Е5 > 10;
EV/E > 10;
EV/E5 > 10;
ОДИ = ROE / (P/B) < 0,10;
ДД < 5%
Какие российские компании я считаю
недооцененными (на мой взгляд их внутренняя стоимость (ценность) выше, чем рыночные цены (котировки)) и включаю в число потенциальных претендентов на приобретение для дальнейшей «прожарки» (при одновременном выполнении):
P/E <5;
P/Е5 < 5;
EV/E < 5;
EV/E5 < 5;
ОДИ = ROE / (P/B) > 0,20;
ДД > 5%
Сразу уточню, что данные критерии используются при выборе
«компаний стоимости», которые вышли на стабильные показатели деятельности, и для которых нет ожиданий, что они резко увеличат свое присутствие на рынке в обозримом будущем.
Для
«компаний роста» (например, Яндекс, Амазон, Убер или Новатэк) такие критерии не работают.
На Америке эта стратегия работала в 20 веке. Ну и нас на рынке она еще работает, так как сырьевой рынок.
Сейчас на Америке ей лучше не пользоваться.
И отчего бы «переоцененным» компаниям не продолжать переоцениваться, а «недооцененным», соответственно, недооцениваться сколь угодно долго?