Как и обещал, делюсь опытом перехода между брокерами.
В «Открытии» у меня было два портфеля — ИИС и обычный. Основной причиной решения о переводе ценных бумаг между брокерами для меня стало желание объединить портфели в одном месте, а толчком послужило изменение стоимости депозитарного обслуживания в «Открытии» с 10 до 175 рублей в месяц.
Процесс перехода для меня происходил следующим образом. Для начала в «Открытии» я продал небольшие пакеты ценных бумаги и те бумаги, которые принесли убыток и от которых я уже давно планировал отказаться. Также продал прибыльные бумаги, стараясь, чтобы прибыль по ним примерно скомпенсировала убыток по остальным проданным — таким образом я планировал снизить налогооблагаемую базу при выводе средств. В итоге стоимость налога для меня составила всего 345 руб.
При этом я одновременно откупал в ВТБ те бумаги, которые все-таки желал оставить. Получилось откупить все по цене ниже продажи, кроме двух бумаг, которые я купил по той же цене, что и продал. Таким образом, стоимость переноса бумаг для меня фактически оказалась равной комиссии за продажу-покупку.
На этом этапе у меня в портфеле осталось 5 относительно больших пакетов ценных бумаг. Через личный кабинет «Открытия» я подал поручения на их вывод в другое место хранения. Здесь понадобились реквизиты депозитария ВТБ в НРД, и нашел я их на странице
www.vtb.ru/krupnyj-biznes/depozitarij/#tab_0_1# в документе «Реквизиты для перевода ценных бумаг с/на счета депо Клиентов Брокера». На этапе оформления поручений я совершил ошибку, и в течение где-то получаса получил отказ в исполнении поданных поручений. Как выяснилось, в поле «Иное» мне необходимо было указать номер своего депозитарного договора в ВТБ, реквизиты междепозитарного договора и срок исполнения (этот момент требует пояснения, см. ниже). После уточнения этой информации поручения были поданы повторно и приняты к исполнению.
Следующий этап — подача встречных поручений в ВТБ. И как раз здесь при подаче поручений понадобится тот самый срок исполнения, который в ВТБ называется, если не ошибаюсь, «дата валютирования». Поручения я подавал 17 мая, сроки исполнения указал 20 мая, хотя теперь понимаю, что надо было просто указать всё одним днем и не париться, так как эта дата, по большому счету, нужна только для поиска встречных поручений.
И вот тут ВТБ показал себя во всей красе. Сотрудники брокера (а я в итоге работал с несколькими) оказались недостаточно квалифицированными, поэтому поручения пришлось подавать в несколько этапов: подали поручения, на следующий день приходит отказ, подаем поручения повторно. И всё это только при личном обращении в офис! По одной из бумаг поручение пришлось переделывать дважды.
Проблема в том, что в офисах ВТБ вопросами брокерского обслуживания занимаются сотрудники премиальной программы «Привилегия», для которых такая нагрузка, видимо, оказывается чрезмерной и, как показал опыт, их квалификации в брокерских вопросах может оказаться недостаточно.
Тем не менее, 23 мая бумаги были зачислены на мой счет в ВТБ. Следующий этап — предъявление в ВТБ брокерских отчетов «Открытия» для подтверждения цены приобретения переведенных бумаг, этим займусь позже.
Что меня удивило, пока что за перенос бумаг я вообще ничего не заплатил. Возможно, по итогам месяца будет выставлен некий счет, но пока что расходы нулевые. Предварительный звонок в контактный центр меня несколько смутил, так как сотрудник центра также заявил, что перенос будет бесплатным, а заплатить придется только депозитарную комиссию, если я ее ранее в этом месяце не платил. В общем, загадка.
По ИИС процедура была несколько иная. Документы пришлось подавать лично в офисе «Открытия», сотрудники подготовили пачку документов на подпись, я их подписал, отсканировал и отправил в ВТБ, чтобы сотрудники ВТБ подготовили встречные поручения, затем я подошел к ним в офис и подписал эти поручения. До момента подачи я должен был открыть ИИС в ВТБ, что я и сделал несколькими днями ранее.
Здесь уже стоимость переноса бумаг оказалась ненулевой — по 65 рублей за бумагу (у меня было 10, поэтому заплатил 650). Деньги для оплаты этой комиссии были списаны с моего основного счета в «Открытии», не с ИИС. На текущий момент бумаги переехали, однако денежный остаток продолжает «висеть» в «Открытии».
Теперь еще немного о моей мотивации объединения портфелей. Дело в том, что в ВТБ при достижении стоимости портфеля определенной величины (для столиц и регионов разного, 2 и 1,5 млн руб., по-моему), можно перейти на обслуживание по тарифу «Привилегия», получив при этом сниженную комиссию по брокерскому обслуживанию и дополнительные услуги вроде бесплатной страховки для выезжающих за границу, карты PriorityPass (2 прохода в месяц при стоимости портфеля 2 млн руб., 8 проходов — при 5 млн руб.) и каких-то еще плюшек, про которые я не особо знаю, так как ими не пользуюсь. На сегодняшний момент комиссия при совершении сделок для меня составляет 0,03776%+0,01%, депозитарное обслуживание — 60 руб. в месяц (я снизил его со стандартных 150 руб., приобретя пакет акций ВТБ от 1,5 млн шт.)
По итогам моей работы с «Открытием» хочется отметить великолепную работу сотрудников офиса в Санкт-Петербурге, огромное им спасибо. Вообще, работа с клиентами у них, по-моему, просто великолепная, ВТБ не идет ни в какое сравнение.
Плюсы «Открытия»:
- профессиональные сотрудники как в офисах, так и в колл-центре;
- быстрое зачисление купонов и дивидендов;
- удобный личный кабинет.
Минусы «Открытия»:
- мало регионов присутствия;
- выросшая без заблаговременного предупреждения депозитарная комиссия;
- выплата купонов и дивидендов на брокерский счет.
Плюсы брокера ВТБ:
- большое число регионов присутствия;
- сниженные комиссии;
- обслуживание по тарифу «Инвестор Привилегия» с дополнительными услугами;
- выплата дивидендов и купонов на привязанный банковский счет;
- вывод валюты на банковский счет производится без отлежки и комиссии в размере до 300 тыс. руб. в (календарный) месяц (свыше 300 тыс. — 0,2%).
Минусы брокера ВТБ:
- недостаточно высокая квалификация сотрудников, занимающихся вопросами брокерского обслуживания;
- довольно хамское поведение сотрудников колл-центра;
- убогий личный кабинет с интерфейсом из конца 90-х — начала 2000-х;
- огромное количество бумажных документов;
- привязка банковских счетов для вывода средств производится только лично в офисе.
Пока всё; если что-то ещё вспомню — допишу позже.
2) Я так понимаю, вы в ВТБ от Открытия перешли из соображений более высокой надежности? Тогда почему ВТБ, а не Сбер?
Спасибо.
; р))
>большое число регионов присутствия
Не думал что в век высокоскоростного интернета это играет какую-то роль
У Тинькова вообще отделений нет, а банк считается одним из лучших