Однажды могучий правитель собрал своё войско и двинулся в поход. На седьмой день пути один из всадников наехал на муравейник. Из муравейника раздался грозный окрик:
— Что за глупец ведёт войска, не разбирая дороги!
Правитель услыхал дерзкие слова, сильно прогневался и велел схватить того, кто их произнёс.
Принесли к нему муравья. Правитель взглянул на него и удивился:
— Какой маленький, а такой сердитый!
— Лучше быть маленьким, да удаленьким, чем большим, но бестолковым, — отвечал муравей.
— А голова у тебя какая большая!
— Значит, есть где уму вместиться.
— А почему талия у тебя с волосок?
— Настоящий джигит должен быть тонким в поясе. Я не живу ради живота, всегда ем в меру.
— Что же съедаешь ты за год?
— На год мне одного пшеничного зёрнышка хватает.
— Этому я ни за что не поверю. Неправду ты говоришь!
— Разве настоящий джигит будет говорить неправду? — обиделся муравей.
— А я могу легко проверить, говоришь ли ты правду или обманываешь, — нахмурился правитель. — Велю тебя в ящик закрыть и положить туда одно пшеничное зерно. И тогда посмотрим, что с тобой через год станет.
Поймали воины правителя муравья, заперли в ящик и положили туда одно пшеничное зёрнышко.
И вот прошёл год. Правитель совсем забыл о муравье. Наконец кто-то из воинов напомнил ему. Тогда правитель приказал открыть ящик. Он очень удивился: за весь год муравей съел только половину зерна. Другая половина его была цела.
— Почему ты съел только половину зерна? — спросил правитель.
—Потому что глупец, посадивший меня сюда, мог не вспомнить обо мне ещё целый год. И я на всякий случай приберёг вторую половину зерна, — ответил муравей.
Источник: https://pritchi.ru/id_8309
Подчеркивание мое.
если посмотреть ширше, то ингушские притчи касаются не только ингушей…
мудрый правитель выбирает дорогу своим воинам…
А если бы про него вообще не вспомнили, как бы его умеренность ему помогла?
Может ему лучше бы было на эксперимент не соглашаться?
муравей выбрал неплохо из того что имелось.
А что насчет банка ВТБ?
К примеру, у персов не было ограничений в еде или одежде, но было стремление к простоте, и роскошь являлась постыдной. Даже правители старались употреблять простую пищу и носить простую одежду, вести суровый образ жизни, несмотря на сказочное свое богатство и власть
Но при этом никакой добродетели в аскетитеческих перегибах, типа христианских постов или христианского идеала безбрачия они не видели, чтобы нормально жить, трудиться и воевать нужно есть, для того чтобы народ существовал и расширялся, нужно плодится и т.д.
насчет персидской культуры — не компетентен. Персы скорее у меня вызывают с роскошью ассоциацию.
Дарий, Крез…
По поводу роскоши Дария ничего не слышал, возможно это было исключение из правил.
В целом же, источники говорят, что роскошь была глубоко чужда персидской культуре.
Этим они выгодно отличались от своих извечных врагов — греков и римлян.