Борис Гудылин
Борис Гудылин личный блог
27 октября 2018, 21:02

С чего начинается математика

С чего начинается математика

 

   Задачки из моего детства, для любого возраста, начиная с младшего школьного. Без контроля времени и отвечать не требуется. Многие их знают, некоторые совсем заезжены. Лучше не гуглить, тогда интернета не было, но передать другому – можно, особенно детям. Пусть не решат или не сразу, но подумают.

 

1.  Для любителей спиртного

— Что ты любишь больше: водку или вино?
— Пиво!

Три трейдера SL освоили небольшой бизнес, производят водку, вино и пиво и хотят поставлять продукцию в три магазина, естественно, по трубопроводам. 
3х3 = 9 трубопроводов надо провести без пересечений, не зарывая их и не поднимая, все только по поверхности.

 Мне эта задачка в невинной детской формулировке досталась в третьем классе. Именно с нее началось мое увлечение математикой. Может, кто поделится своими воспоминаниями о первых математических задачках.

Для детей спиртное замените на что-нибудь более подходящее.

 
2. Для любителей геометрии

 “Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше — два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара его бабушка?” — Задачка бравого солдата Швейка (эпиграф)

 Из точки А на юг вылетел самолет, пролетел 1000 км и оказался в точке B, там он повернул на восток, пролетел 1000 км и оказался в точке C.
Внизу летчик заметил медведя. Какого цвета был медведь, если AB=AC.

 А эта попалась в четвертом классе. Похожа на задачку Швейка из эпиграфа?

 

 3. Шахматная задача

 Из шахматной доски вырезают две угловые клетки одной диагонали. Замостить оставшуюся область двухклеточными костяшками домино, как бы так

 С чего начинается математика

Пример неудачной попытки, две помеченные желтым цветом клетки не накрылись одной костяшкой.

 

4. Для любителей теорвера

 Кнопку какого этажа в лифте жители нажимают чаще всего. 

Обнаружил, что дети не понимают теорвер.



5. Для любителей путешествий

Самолет. Кругосветный полет по кольцевому фиксированному маршруту с несколькими аэропортами. По пути движения он дозаправляется в этих аэропортах, забирая все имеющееся топливо. Суммарного топлива хватает на весь маршрут. Можно ли найти аэропорт, начиная с которого он сумеет успешно замкнуть кольцо. Топливо расходуется равномерно, ветра нет, никаких других самолетов, топливо не уходит налево, никаких аномалий, это математическая задачка, а не жизненная.

 К этой задачке в жизни я возвращался несколько раз, не нравились найденные решения. И только немного освоив трейдинг я нашел то, которое меня устроило (трейдинг явно усилил меня). Трейдинг переключил меня с чисто математических на другие задачки, больше исследовательские и созидательные (ими то я как раз и занимался всю трудовую жизнь):

— как устроен рынок;
— как устроен “волшебный” индикатор за $300;
— что находится внутри зашифрованного робота;
— как ускорить работу алгоритма в 1000000 раз;

Их было очень много, было много нового, но и привычного тоже, и математике место нашлось.

Освоение дачи подкинуло набор практических задач, среди которых были две простые:

— установить два фундаментных блока на одном уровне, т.е. горизонтально, без использования специальных приборов, чисто подручными средствами. Обошелся треугольником. Расстояние между блоками – 3 м. Тоже детская задача.

— вычислить положение спутника НТВ+, рассчитать углы ориентации офсетной спутниковой тарелки и установить ее по этим углам без специальных приборов, только калькулятор. При кажущейся сложности это было просто, требовалась только точность, я сразу попал на спутник, без подгонки. Точность обеспечивал треугольниками больших размеров. Простая, но не для детей. Тут тригонометрия нужна.  Проверил себя — теория не разошлась с практикой.  

Был провал – не смог убедить местного электрика, что трехфазные 15 квт это хуже, чем однофазные. Даже ссылка на школьный принцип Дирихле с кроликами и попытка перейти к пределам (пытался объяснить на примере виртуального пятнадцатифазного электричества) не помогли.

 

Пара задачек помоложе, но тоже старые

 

6. На пространственное воображение

 С чего начинается математика
С чего начинается математика

Есть ли странности в этой фигурке?  Никаких склеек, естественно, нет. Вырезал из листа бумаги. Даже в качестве фокуса годится, можно рассматривать со всех сторон, только руками не трогать.

 

7. На топологические свойства материи

 С чего начинается математика
С чего начинается математика


Тоже пришлось изготовить инвентарь. Карандаш с петлей из нерастягивающегося материала (шнурка, веревочки, провода), петля немногим меньше длины карандаша. Тоже годится как фокус. Здесь как раз можно трогать руками, потому, что я повешу инвентарь на петлицу, а его надо будет снять.

Видел радость одного парня, который сумел снять блокиратор со своего пиджака. Он вспоминал эту задачку даже много лет спустя. 

 

 

 

55 Комментариев
  • ch5oh
    27 октября 2018, 21:56
    Обнаружил, что дети не понимают теорвер.



    Многие взрослые тоже не понимают. Или дают неверную интерпретацию. Или применяют формулу не понимая ее сути и области применимости.

     

    Яркие примеры: парадокс двух конвертов и 3 двери (задача Монти-Холл).

  • noname
    27 октября 2018, 22:18
    Лучше про фракталы Борис, еще раз только не так запутанно

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн