Акциями Яндекса, возможно, манипулировали с целью извлечения незаконной прибыли от биржевых спекуляций. Банк России начал расследование.
Вчера акции компании Яндекс сначала взлетели, а потом рухнули на слухах о покупке Сбербанком блокирующего пакета. СМИ писали, что Сбербанк якобы предложил разработчику поисковой системы и многих других полезных сервисов продать ему пакет в 30%. На этой информации акции высокотехнологической компании резко пошли в рост, достигнув максимума с 30 июля 2356.5 рубля за штуку. Однако позднее пресс-служба Сбербанка опровергла информацию, что спровоцировала еще большее падение акций Яндекса. Акции менее чем за сутки потеряли 10% в России. Сейчас они стоят 2040 рублей за акцию на Московской бирже. На NASDAQ, то есть на торгах в США, в четверг бумаги рухнули на 17.8% — до 29.49 доллара. Капитализация компании упала до 9.66 миллиарда долларов.
Об интересе Сбербанка к лидеру интернет-сектора России вчера, в частности, сообщали Ведомости и Bell. Переговоры якобы ведутся с руководителем Яндекса Аркадием Воложем. СМИ сослались на близкого к топ-менеджменту источнику. Агентство Bloomberg на свой запрос в пресс-службу Сбербанка получило ответ, что кредитная организация не предлагала Яндексу подобную сделку, а также не получала с его стороны предложения приобрести бумаги. Воложу принадлежит чуть более 10% акций. Герман Греф входит в состав Совета директоров Яндекс. Сбербанк имеет золотую акцию Яндекса. То есть каждый собственник компании, который собирается купить более четверти уставного капитала или голосов, обязан получить одобрение на такую сделку у Совета директоров Сбербанка.
Сегодня удалось получить мнение регулятора в лице директора департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерия Ляха.
«В случае выявления Банком России нестандартных рыночных колебаний на рынке, мы начинаем каждый раз аналитический разбор, что происходило в этом случае, и при наличии достаточных признаков искусственности такого ценообразования проводится проверка на предмет возможного манипулирования рынком либо неправомерного использования инсайдерской информации», — сказал Лях.
Он пообещал быстрое расследование. Обычно на это уходит три-пять лет. Лях назвал случай с Яндексом нестандартным, что требует оперативности. Предварительные разбирательства происходят в режиме онлайн. В Штатах с этим все намного строже. Недавно Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) возбудила в отношении Илона Маска расследование за одно лишь публичное высказывание о том, что он собирается отказаться от публичного статуса и сделать компанию Tesla частной. Это стоило ему поста генерального директора — по сделке о прекращении расследования. Теперь Маск пытается заполучить контроль в Совете директоров автопроизводителя, заявляя о готовности скупать акции. В России, наверное, не стоит удивляться, что на подобные случае для расследования отводится 80 месяцев. foreck.info/