Sergey Pavlov
Sergey Pavlov личный блог
28 августа 2018, 10:54

"Нищета историзма" by Popper (в цитатах)

Сэр К.Р.П. вполне мог бы стать ведущим алготрейдером на мосбирже, но в середине 20-го века торги на мосбирже были еще приостановлены...

В те дни каждый уважающий себя «интеллектуал» считал себя способным предсказывать будущее — пользуясь светом некой глубокой мудрости или, быть может, глубоких инстинктов в сочетании с глубокими историческими познаниями: глядя на величественную реку истории, он считал, что способен увидеть и сказать, что же дальше случится с самой рекой — этой могучей силой, неудержимой, неостановимой. Но это — просто метафоры, и метафоры неудачные. История — то, что случилось в прошлом. Это не река и не сила.
История всегда заканчивается сегодня, в этот самый момент времени. Начиная с сегодняшнего дня мы сами, наша воля, наши этические убеждения, — вот что может влиять (хотя, конечно, лишь отчасти) на то, что случится в будущем. Мы способны влиять на будущее, и не только посредством наших этических убеждений и верований, но и с помощью нашей готовности принять на себя ответственность, с помощью критического к себе отношения, благодаря способности учиться и разучиваться, благодаря нашему скептицизму в оценке идеологий, особенно идеологий исторического характера.

Вера в историческую необходимость является предрассудком и предсказать ход истории с помощью научных или каких-то иных рациональных методов невозможно

По основаниям строго логического характера предсказать течение событий невозможно.
Историческое развитие непредсказуемо в той мере, в какой на него оказывает влияние развитие нашего знания
Никакой научный прорицатель (будь то человек или вычислительная машина) не может научно предсказать свои собственные результаты, которые будут получены в будущем. Добиться здесь успеха можно будет только тогда, когда произойдет само событие и предсказывать будет поздно; предсказание станет послесказанием.

Согласно историцизму, в физических науках возможность и успешность обобщения основаны на всеобщем единообразии природы: наблюдения (лучше сказать — предположения) свидетельствуют о том, что в сходных обстоятельствах случаются сходные вещи. Полагают, что этот принцип, который считается истинным в любой точке пространства и в любой момент времени, лежит в основе метода физики. С точки зрения историцизма, в социологии этот принцип не работает. Сходные обстоятельства существуют только в рамках того или иного исторического периода и не сохраняются при переходе от одного периода к другому. Поэтому долговременного единообразия, на котором могли бы основываться долгосрочные обобщения, в обществе не существует (если не считать тривиальных регулярностей, таких, как «человеческие существа живут группами» или «запас одних вещей ограничен, а запас других, скажем воздуха, неограничен, и только первые могут иметь рыночную или меновую стоимость»). Метод, не считающийся с этим ограничением и обобщающий социальные единообразия, неявно предполагает, что эти регулярности вечны; а методологическое простодушие, уверенное, что социальные науки могут взять из физики метод обобщения, порождает ложную и опасную, дезориентирующую социологическую теорию. Эта теория отрицает, что общество развивается или сколько-нибудь существенно изменяется; или — что социальные изменения, если они существуют, влияют на важнейшие регулярности социальной жизни.

Широкомасштабные социологические эксперименты нельзя считать экспериментами в физическом смысле слова. Их целью является не увеличение знания, а достижение политического успеха. И выполняются они не в лаборатории, отгороженной от внешнего мира; напротив, само их проведение влияет на состояние общества. Их никогда нельзя повторить в точности, поскольку предыдущий эксперимент уже изменил начальные условия. Последний аргумент заслуживает более подробном разбора. Как уже говорилось, историцизм отрицает возможность повторения широкомасштабных социальных экспериментов в условиях, которые были бы в точности подобны предыдущим, поскольку на них воздействует первый эксперимент.

Будь такой научный социальный календарь создан и доведен до всеобщем сведения (долю скрывать его было бы невозможно), он бы наверняка вызвал действия, которые расстроили бы сделанные предсказания. Положим, предсказано, что цены на акции сначала будут три дня расти, а затем упадут. Ясно, что их следует продавать на третий день; но это вызовет падение цен и фальсифицирует предсказание. Короче говоря, точный и детальный календарь социальных событий есть идея самопротиворечивая; поэтому точные и детальные социальные предсказания невозможны.
Например, можно что-то предсказать, заранее предвидя, что предсказание послужит причиной появления этого «что-то». Или — можно отрицать, что последует какое-то событие, и тем самым его предотвратить.
Разумна та деятельность, которая не противоречит и даже способствует предстоящим изменениям.И хотя никакая научная теория не может прямо способствовать деятельности (она может только не рекомендовать какой-то деятельности как нереалистической), косвенным образом она способна вдохновить тех, кто чувствует, что обязан что-то изменить. Историцизм дает нам такого рода вдохновение. Человеческому разуму отводится особая роль; только научное мышление, только историцистская социальная наука способна указать направление разумной деятельности, желающей совпасть с направлением грядущих изменений.

Должен признаться, что я ничуть не симпатизирую «пассивизму» и считаю политику универсального невмешательства несостоятельной — в том числе по чисто логическим основаниям, поскольку в целях предотвращения вмешательства рекомендуется некое политическое вмешательство. Однако технологический подход как таковой в этом вопросе нейтрален и вполне совместим с невмешательством.
Более того, невмешательство связано именно с технологическим подходом. Ибо утверждать, что вмешательство служит ухудшению положения дел, — значит говорить, что какие-то политические действия не вызывают желаемых последствий; а в число наиболее характерных задач любой технологии входит указание на то, чего нельзя достигнуть.

Может понадобиться длительное исследование — и экспериментальное, и теоретическое, — чтобы найти, какая степень подобия здесь необходима и какая достаточна.
Именно теории предшествуют наблюдениям и экспериментам, и последние значимы лишь в связи с теоретическими проблемами. К тому же, чтобы наблюдение или эксперимент помогли нам тем или иным путем найти ответ, должен быть сформулирован сам вопрос. Другими словами, в терминах метода проб и ошибок, проба должна предшествовать ошибке; и как мы видели, теория или гипотеза, которая всегда носит предварительный характер, есть не что иное, как часть пробы, а наблюдение и эксперимент помогают в своего рода «прополке» теорий, показывая, в чем они ошибаются. Поэтому я не верю в концепцию «метода обобщения», согласно которой наука начинает с наблюдений, из которых далее посредством процесса обобщения или индукции выводятся теории. Функция наблюдения и эксперимента скромнее — с их помощью мы проверяем теории, устраняя те, которые не выдерживают проверок; этот процесс «прополки» не только сдерживает, но и стимулирует теоретическую спекуляцию, направляя ее к новым ошибкам, которые, в свою очередь, опровергаются новыми наблюдениями и экспериментами.
Большинство людей, живущих в определенный исторический период, склонны к ошибочному мнению, будто наблюдаемые ими регулярности являются универсальными законами социальной жизни и справедливы во всех типах общества.
Гипотеза, что законы изменились, заранее «объясняла» бы все что угодно.
Тенденции существуют, более точно — их допущение часто служит полезным статистическим приемом. Но тенденции — это не законы.
Хотя любая актуальная последовательность явлений и происходит согласно законам природы, важно осознать, что практически ни один ряд, скажем, из трех или большего числа причинно связанных конкретных событий не подчиняется какому-то отдельному закону.
Если бы нам удалось свести тенденцию к множеству законов, тогда мы могли бы использовать ее, подобно закону, как основу для предсказаний. 
Во всякий момент развития науки перед ней стоят те или иные проблемы. Она не может начинать с наблюдений или с «совокупности данных», как считают некоторые методологи. Прежде чем мы начинаем собирать «данные», уже должен существовать интерес к данным определенного рода. Вначале была проблема. Проблема, в свою очередь, исходит из практических нужд или научных и донаучных убеждений, которые по той или иной причине нуждаются в пересмотре.
Причинное объяснение регулярности, описываемой универсальным законом, несколько отличается от причинного объяснения единичного события

В этом, собственно говоря, и состоит главная ошибка историцизма. Его «законы развития» суть абсолютные тенденции, — тенденции, которые, подобно законам, не зависят от начальных условий и неумолимо ведут нас по определенному пути в будущее. Они составляют основу для безусловных пророчеств, которые следует отличать от обусловленных научных предсказаний. Но как мы должны относиться к тем, кто понимает, что тенденции зависят от условий, пытается их найти и сформулировать? Спорить с ними не имеет смысла. Напротив, в существовании тенденций нет никакого сомнения. Поэтому необходимо их объяснить, т. е. как можно точнее определить условия их сохранения.

Результатом проверок является отбор тех гипотез, которые выдержали проверку, и элиминация гипотез, которые ее не выдержали. Важно осознать последствия этой позиции. Все проверки суть попытки отсеять ложные теории — найти слабые пункты и отвергнуть теорию, если проверка приводит к ее фальсификации. Иногца такой взгляд считают парадоксальным; ведь нашей целью является обоснование теории, а не уничтожение ложных теорий. Но именно поэтому мы должны подходить со всей строгостью к проверке теорий, мы должны искать в них ошибки и стремиться их фальсифицировать. И только если нам не удалось этого сделать, несмотря на все наши усилия, только тогда можно сказать, что теории выдержали проверку. Подтверждение теории почти ничего не значит, если мы не нашли и даже не пытались найти ее опровержения. Если мы некритичны, то всегда найдем то, что нам хочется найти: в результате поисков найдутся подтверждения, а того, что будет представлять опасность для наших любимых теорий, мы просто не заметим. Получить безграничные свидетельства в пользу теории легче легкого. 
Все выглядит так, как будто, утратив неизменный мир, историцисты стремятся получить компенсацию, твердо веря, что изменение можно предвидеть, потому что им правит неизменный закон.
20 Комментариев
  • sortarray sortarray
    28 августа 2018, 11:05
    Все с точностью до наоборот. История есть основа, логика лишь ее служанка. Для того чтобы делать логические выводы, нужно иметь посылки, полученные индуктивно, а это и есть история.

    Наш народ сейчас растоптан потому, что воспринимет написанную для него чужеземцем историю как свою. Не знает своих корней. Потому бродит во тьме, не зная дороги
    • Серж пЕтрович
      28 августа 2018, 11:08
      sortarray sortarray, 
      «Что есть история, как не басня, в которую договорились поверить“ (приписывается Наполеону)
      • sortarray sortarray
        28 августа 2018, 11:09
        Серж пЕтрович, Если кто тут и договаривается, то не простой народ
        • Серж пЕтрович
          28 августа 2018, 11:38
          sortarray sortarray, дык, Наполеон это самые 2сливки общества", к тому же промасоненные

          пысы. брешут (и фильм с намёком какой-то был на эту тему) что его не убили на Елене, а он отправился достраивать молодые СаСШ(в качестве консультанта) и тамошнюю спокойную старость
    • bocha
      28 августа 2018, 11:47
      sortarray sortarray,   Владимир Ильич вот именно так и считал, да.
      История — основа, логика — служанка. 
      Что делают с нелюбезными служанками? Увольняют.
      Логику уволили и на свет родился «Исторический материализм»
      • SergeyJu
        28 августа 2018, 14:45
        bocha, Логика Гегеля хуже, чем женская логика, причем намного. Читайте Поппера, он в данном вопросе, имхо, авторитет. А у Маркса с логикой все было в порядке. Исторический материализм — это детище эпигонов. 
  • SergeyJu
    28 августа 2018, 11:29
    Поппер — это философия современной науки. Его не любят философы, его не любят социалисты. Думаю, потому что он прав. Сорос несомненно читал Поппера. Я не могу сказать, что его теория рефлексивности есть чистый плагиат из Поппера, потому что не могу быть уверен в исходном авторстве самого Поппера, наверняка он что-то у кого-то заимствовал. Но он, несомненно сформулировал то, что Сорос назвал теорией рефлексивности, причем Поппер сформулировал это  в гораздо более общей форме.
  • VladMih
    28 августа 2018, 17:15
    Не вижу в этих цитатах никакой связи с трейдингом.
    Не надо быть 7-ми пядей во лбу, чтобы предсказать полет мяча до ближайшего препятствия. Если бы это называлось предсказанием будущего, в футбол играли бы одни астрологи.
      • VladMih
        28 августа 2018, 18:26
        Sergey Pavlov, не только философов так открыть можно.
        Дарвинизм — так и вовсе дичь.

        Но в данном случае я говорил не о них,
        а о том, как ВЫ
        связали цитаты с трейдингом.

        Сергей, вот реально интересно — вы на самом деле не поняли что я написал или просто решили передернуть?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн