Мало кто из американцев знает его имя, хотя Ларри Финка, пожалуй, можно назвать самым могущественным человеком в посткризисной экономике. Его гигантская управляющая компания BlackRock контролирует по всему миру активы на сумму $12 трлн, в том числе балансы Fannie Mae и Freddie Mac, а также проблемные активы AIG и Bear Stearns, выкупленные правительством США в прошлом году.
Как же удалось Финку, некогда потерпевшему унизительный провал, стать настоящим финансовым стержнем Вашингтона и Уолл-стрит? Через призму интервью со многими людьми автор пытается изучить роль этого человека в эпоху кризиса, проанализировать его уникальную систему оценки рисков и понять, почему его фигура вызывает все большую озабоченность.
Учитывая то, какой огромной властью, судя по всему, обладает Ларри Финк, просто поразительно, как мало людей о нем слышали. В политических и деловых кругах (среди тех, кто «протоптал широкую дорогу» между Вашингтоном и Уолл-стрит) главу гигантской управляющей компании BlackRock считают едва ли не самой влиятельной фигурой в сегодняшнем мире финансов. Однако большинство непосвященных при упоминании имени Финка удивленно пожимают плечами. Несмотря на свое внушительное состояние, он практически неизвестен ни в светской тусовке Манхэттена, где у него есть квартира в Верхнем Ист-Сайде, ни в Аспене, где у него есть дом.
В Северном Салеме, где Ларри и его 35-летняя супруга Лори содержат ферму площадью более 10 гектаров, Финка знают чуть получше, и то лишь потому, что в этом фешенебельном предместье Нью-Йорка расположены усадьбы нескольких банкиров с Уолл-стрит.
Буквально несколько месяцев назад произошел такой случай. Одна из соседок Финка — очень известная нью-йоркская бизнес-леди — сильно разгневалась, узнав, что удобную конную дорожку, проходившую по территории поместья Финка, перекрыли. Когда ей сказали, кому принадлежит эта земля, в ответ прозвучало удивленное: “А кто такой этот Ларри Финк?”.
И всё же среди заправил Уолл-стрит трудно найти человека, который в той или иной степени не испытывал бы благоговейного трепета перед Ларри Финком. Да, в кулуарах порой слышатся насмешливые шепотки о том, с каким нескрываемым ликованием в последние полтора года 57-летний Финк воспринимает свое «перевоплощение» в «государственного деятеля Уолл-стрит», ее «главного консильери» и виднейшего представителя отечественной финансовой олигархии. Чаще всего об этом шепчутся те, кто знает Финка давно.
Но в целом, как ни крути, колоссальное могущество компании BlackRock не может не вызывать восхищения. В декабре, когда Финк за $13,5 млрд приобрел Barclays Global Investors, фирма BlackRock, которую он основал 22 года назад, официально стала крупнейшей в мире структурой по управлению активами. Напрямую этот глобальный гигант контролирует активы на сумму $3,3 трлн, а еще $9 трлн — опосредованно. Под управлением BlackRock находится порядка $1 трлн средств пенсионных фондов, обслуживающих миллионы американцев. Компания курирует инвестиции множества организаций во всем мире, от федеральных и местных органов власти до благотворительных фондов поддержки колледжей, от компаний из списка Fortune 500 до фондов национального благосостояния Абу-Даби и Сингапура.
Однако нынешняя влиятельность BlackRock определяется не только ее мощным присутствием на мировых рынках. Тот факт, что в результате финансового обвала 2008 года Финк сумел провернуть сделку с Barclays, впечатляет уже сам по себе, но ведь Ларри не просто удачно пережил вселенское бедствие. Вряд ли кто-то поспорит с тем, что ни один человек и ни одна фирма на Уолл-стрит не приобрели на волне экономического кризиса столь солидного веса, как Финк и BlackRock.
В разгар катастрофы, когда американская экономика была на грани коллапса, руководители крупнейших структур с Уолл-стрит — в том числе Джейми Даймон из JP Morgan Chase, Джон Мак из Morgan Stanley и Роберт Виллюмстад из AIG — обратились за помощью и советом именно к Финку. То же самое сделали Министерство финансов США и Федеральный резервный банк Нью-Йорка, чьи высокопоставленные представители обратились к Финку за рекомендациями в отношении финансовых рынков и за содействием в финансировании операций по продаже инвестбанка Bear Stearns инвестбанку JP Morgan (за $30 млрд), по выкупу страховой компании AIG (за $180 млрд), по спасению банка Citigroup (за $45 млрд), а также ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac (за $112 млрд).
На сегодняшний день в рамках нескольких правительственных контрактов BlackRock фактически является ведущим администратором программы Вашингтона по выводу Уолл-стрит из кризиса. Под управлением компании находятся проблемные активы на сумму $130 млрд, приобретенные правительством США в ходе продажи Bear Stearns и спасения AIG. Кроме того, BlackRock контролирует балансы Fannie Mae и Freddie Mac (в совокупности около $5 трлн) и проводит для ФРБ Нью-Йорка ежедневную оценку рисков по ипотечным бумагам (на сумму $1,2 трлн), которые банк приобрел с целью дать толчок отечественному рынку жилья.
В общем, нынешний Ларри Финк — это «ступица колеса американского капитализма», как выразился его друг Кен Лангоне, соучредитель торговой сети Home Depot и бывший директор Нью-Йоркской фондовой биржи.
При этом достичь такого положения Финк сумел практически незаметно. Даже на Уолл-стрит до недавнего времени далеко не все имели представление о том, чем он занимается. По словам Уильяма Коэна, бывшего инвестиционного банкира и автора бестселлера «Карточный домик» о крушении Bear Stearns, многие сотрудники этого банка долгие месяцы и не подозревали о том, насколько активно Финк и BlackRock участвуют в ликвидации их фирмы.
— Он как Мудрец из страны Оз, — говорит Коэн. — Человек за занавесом.
Продожение следует.................
Украдено с сайта superinvestor.ru