ЦБ намерен более усиленно контролировать сделки системных игроков, что поможет сделать рынок более прозрачным и увеличит эффективность надзора.
Регулятор уже владеет полномочиями согласовывать сделки на финансовом рынке. Однако если ЦБ их расширит, то права владельцев бизнеса могут быть стеснены.
Первый зампред Банка России Сергей Швецов заявил, что ЦБ планирует расширить полномочия, чтобы ограничить смену собственников системно значимых игроков финансового сектора.
«Мы пришли к выводу, что ЦБ должен согласовывать не только приобретение крупных пакетов в финансовых организациях, но также очень внимательно следить за тем, как организация меняет контролирующего акционера. Может быть, даже иметь определенное право вето в отношении тех организаций, которые носят системный характер», — заявил он.
10% от приобретений долей в банках, НПФ и страховых компаниях согласовывает Центробанк.
«Но если этот пакет разбит на меньшие доли, то разрешение регулятора не требуется, — пояснил Швецов. — Сегодня снятие контроля не согласовывается с ЦБ. Мы должны понимать, кому переходит контроль… пока надлежащий акционер не появится, текущий должен нести ответственность».
По словам господина Швецова, причиной, по которой ЦБ решил усилить контроль, послужили случаи возникновении неожиданных проблем у крупных устойчивых компаний после смены акционера. По инициативе ЦБ возможно внесут поправки в закон о деловой репутации акционеров и руководителей финорганизаций.
Сами игроки, на которых распространяются новые правила, не дают официальных комментариев, но анонимно высказывают недовольство нововведениями.
«Какое отношение имеет государство к смене собственника частного фонда, банка или страховой компании, — комментирует акционер крупной финансовой группы.
«Существует фундаментальное право собственности: если я чем-то владею, я могу это продать», недоумевает другой источник на финансовом рынке, отметив, что право вето ограничивает «права собственности и подрыв презумпции невиновности».