Директива Markets in Financial Instruments Directive (Mifid II), вступившая в силу с января 2018 года, поменяла правила игры на европейском рынке инвестиционной аналитики, сделав все рекомендации платными.
Крупным российским инвестбанкам придется принимать во внимание новые правила ЕС, особенно если речь идет о финансовых группах, головные структуры которых находятся в Европе. Можно ожидать, что многие инвестбанки станут разграничивать общую аналитику (которая новым законом не регулируется) и конкретные рекомендации по ценным бумагам (которые должны предоставляться только за плату).
Главная цель директивы — сделать прозрачными расходы инвесторов и управляющих компаний на рыночную аналитику от инвестбанков и брокерских компаний. До сих пор фонды и отдельные инвесторы получали отчеты с рекомендациями бесплатно, стоимость этой информации неявно включалась в брокерские комиссионные.
С 2018 года цена аналитических отчетов должна обозначаться отдельно.
Mifid II, таким образом, призвана искоренить конфликт интересов (ведь советы инвестбанка могут быть и небескорыстными) и защитить инвесторов. «Введение Mifid II должно устранить такие ситуации, когда фонд за предоставленную аналитику мог дать брокеру заработать на комиссии, — поторговать в благодарность на деньги клиентов. Теперь же за аналитику фонд будет платить отдельно и торговать через того брокера, где лучше именно для этого условия. С введением Mifid II взаимодействие инвестбанка и фонда должно стать более прозрачным», — сказал «Интерфаксу» аналитик одной из инвесткомпаний.
В итоге большинство управляющих компаний решили покрывать затраты на аналитику сами, а не перекладывать эти расходы на клиентов. Так, более 60 управляющих активами сказали Financial Times в декабре, что будут оплачивать эти счета сами, только 4 — что решили брать деньги с конечных инвесторов. При этом средняя цена, согласно полученным газетой данным, составит 0,1% от стоимости находящегося под управлением портфеля акций.
При этом следует учитывать, что самой ценной услугой управляющие считают возможность поговорить с хорошо информированным аналитиком и получить через него выход на менеджмент самого эмитента, а не аналитический отчет.
Последствия новых правил для европейского рынка могут оказаться самыми разнообразными.
Во-первых, управляющие компании, если за рекомендации теперь придется платить, предпочтут получать только ту аналитику, которой доверяют и которая им по карману.
Во-вторых, вырастет конкуренция. В борьбу за бюджеты управляющих компаний теперь могут активно вмешаться новые, независимые поставщики аналитики. Фактически до сих пор независимые аналитические центры не могли конкурировать на равных с инвестбанками, которые предоставляли свои услуги бесплатно. Теперь же в глазах инвесторов независимые центры будут иметь даже некоторое преимущество, так как они не имеют конфликта интересов при выдаче рекомендаций по тем или иным бумагам (например, если инвестбанк является консультантом эмитента). На рынке появилось даже несколько аналитических «бирж», которые аккумулируют аналитику из разных источников для ее перепродажи по частям или пакетами.
В-третьих, может произойти изменение структуры спроса: покупать будут только ту информацию, которая нужна, а не набор отчетов по всему рынку и всем эмитентам. Из 40 000 аналитических текстов, которые рассылались по управляющим компаниям, только 1% реально прочитывались, подсчитала консалтинговая компания Quinlan & Associates. Теперь же управляющие будут выбирать в каждом сегменте одного-двух лучших поставщиков (сейчас фонды, как правило, получают отчеты десятков инвестбанков), заказывать исследования у нишевых игроков, имеющих глубокие компетенции в конкретных, узких сегментах рынка. Thomson Reuters, готовясь к таким изменениям, дал возможность управляющим фондами рейтинговать аналитиков прямо через свой терминал.
«Стоимость аналитических обзоров по долговому и фондовому сегментам значительно отличается: материалы по облигациям в несколько раз дешевле, чем по акциям. В большинстве случаев клиентам будут предлагаться несколько пакетов: только обзоры; обзоры и звонки; обзоры, звонки, встречи, поездки», — рассказали «Интерфаксу» в одном из международных банков.
Mifid, таким образом, может привести к тому, что на рынке со временем останутся только самые авторитетные аналитические центры, имеющие прочную репутацию на рынке и большое число «звезд», говорят эксперты.
Предвидя рост конкуренции, некоторые инвестбанки задумались о сокращении аналитических подразделений. По некоторым оценкам, на рынке могут исчезнуть 50% нынешних ставок в сегменте аналитических исследований.
Реформа может привести к тому, что аналитическое покрытие рынка сократится, сложнее станет получать консенсус-прогнозы по небольшим эмитентам. Пострадавшими могут оказаться компании с капитализацией менее 2 млрд евро, интерес к их бумагам из-за снижения прозрачности рынка может ослабнуть.
Общий объем рынка инвестиционных аналитических услуг в Европе оценивается Greenwich Associates в $1,35 млрд. McKinsey считает, что 10 ведущих банков в сегменте sell-side тратят на своих аналитиков $4 млрд в год. По данным Bloomberg, полный набор аналитики по эмитенту, включая расходы на комплаенс и редактуру, стоит инвестбанку $150-200 тыс. в год из расчета на одну компанию.
Фактически новые европейские правила будут иметь трансграничный эффект. Европейские банки считают, что будут вынуждены придерживаться единых принципов работы во всех юрисдикциях, где они имеют клиентов. Американские инвестбанки со своей стороны были озабочены тем, как они будут обслуживать европейских клиентов, не нарушая ни законов ЕС, ни американское регулирование.
В России практика на этом рынке, судя по всему, будет формироваться постепенно.
«В настоящий момент аналитические материалы, выпускаемые от лица АО „Райффайзенбанк“, предоставляются клиентам из России бесплатно, вступление в силу Mifid II на это не повлияет», — говорили «Интерфаксу» в пресс-службе Райффайзенбанка.
Nordea Bank собирается изменить состав аналитических исследований, которые публикуются им на сайте в России бесплатно. «В первую очередь, нужно оговориться, что материалы, которые не несут в себе рекомендаций по инвестициям, не содержат оценок кредитного качества того или иного финансового инструмента, могут и после 3 января 2018 года (даты введения Mifid II) предоставляться клиентам на бесплатной основе. Шаги, которые предпринял Nordea Bank в связи со вступлением в действие нового регулирования, в частности, касаются четкого разграничения macro и credit/equity research. Информационный портал группы, на котором в свободном доступе размещаются аналитические материалы, начиная с нового года будет содержать исследования исключительно макроэкономического характера», — сказал «Интерфаксу» представитель банка.
В других банках, где акционерами являются крупные европейские или международные финансовые институты, от официальных комментариев пока предпочли воздержаться.
«У нас есть европейские контрагенты, поэтому мы будем соблюдать требования Mifid II. Однако ситуация в настоящее время такая, что мало кто четко понимает, как все это будет работать», — сказал «Интерфаксу» сотрудник одной из инвесткомпаний на условиях анонимности.
«Аналитические материалы у нас в настоящее время разделены на две части: обзоры без инвестиционных рекомендаций (общая аналитика) и обзоры, содержащие инвестиционные рекомендации и идеи. Первый тип аналитики является бесплатным, а второй будет предлагаться за плату», — сказали в другом банке.
В любом случае результатом реформы точно станет установление (пускай и не во всех странах сразу) рыночных цен на то, что раньше цены не имело — на рекомендации аналитиков.