Гугл из поколения «доткомов»
— домен google.com зарегистрирован 15 сентября 1997 года. Разработчики новой системы ранжирования сайтов, предлагали свой поисковик в 1999 году за миллион долларов.
Безуспешно.
А в 2004 году они «выручают» с первичного размещения акций на бирже свыше полутора миллиарда (!) долларов. Аналитики прикидывают общую капитализацию Гугла на тот момент и сходят с ума —
скачок в 23 тысячи раз! Каким, спрашивается, образом?
А таким — акции продавались не традиционным способом, а через онлайн-аукционы. Охват аудитории резко возрос, что прямо повлияло на ажиотажный спрос. Сотрудники Google, владеющие акциями своей компании, мгновенно стали миллионерами. Заслуженно
или повезло?
«Гуглы» не изобретали поисковик, равно, как и Micosoft не являлся первопроходцем операционных систем, а Facebook не был первооткрывателем социальных сетей. Они собрали «кассу», ибо сумели упаковать и положить абстрактный «высокотехнологичный продукт» на массовый прилавок. Появилось понимание «откуда что возьмётся», без которого «деньги не могут делать деньги». Инвестиционную привлекательность аргументировали
логично: смотрите, какими темпами множатся пользователи Интернета, прикидывайте, сколько жителей планеты Земля добавится к ним из «оффлайна» и, исходя из этого, соображайте, почему «доткомы 2.0» должны приносить прибыль долго и счастливо. Словом, делайте ваши взносы и забудьте про дискредитированный термин.
Когда-то люди уже не сомневались в Сети — железнодорожной.
В 19 веке стоимость акций соответсвующих компаний приближалась к «запределу». Во-первых, «высокие технологии». Во-вторых, каждый человек — потенциальный пассажир. В-третьих, куча сопутствующих опций и приложений, вроде почтовых коммуникаций или грузоперевозок. Эйфория быстренько сконцентрировала капитал на данном направлении и «из ниоткуда» возникла отрасль, доселе невиданная. И всё бы хорошо, если б не извечное соревнование между разумом и эмоциями, в котором обычно побеждают они, а не он.
Железнодорожные акции постепенно «отрывались» от рельсов со шпалами, то есть бумаги оказывались «ценными», как бы сами по себе. Деньги ещё не генерировались «из ничего», поэтому не обладали достаточными излишками, чтобы удерживать «пузырь» долго. Ба-бах! Тех банкротов нынче никто и не вспомнит, а железные дороги — вот они.
Проигравший игрок, долго слушавший крупье и основывавшийся на статистике индексов казино, тоже должен утешаться тем, что налоги с потерянной им суммы пойдут на всё хорошее. Экономике выгодны подобные игроки, бросающиеся на амбразуры новых проектов и своими «кровными» оплачивающие будущие достижения.
Слыхали, что риск — благородное дело?
* Это был почти копипаст,
опубликован с сокращениями отсюдова: Надувательство точка ком