В Сирии укрепляется новый баланс сил. Иран, Турция и Россия сыграли здесь определенную роль в этом конфликте — выступая за позицию и даже соглашаясь в сентябре создать зоны контроля. Но Россия, в частности, ловко справлялась с игрой до этого момента. В конечном счете, цель России — заключить свои позиции на Ближнем Востоке, которые больше важны для Москвы. В какой-то степени они достигли этого, но пока неясно, будет ли стратегия достаточно успешной, чтобы выиграть у России преимущество в той области, в которой она больше всего заботится: Украина.
Россия вмешалась в Сирию по двум причинам: получить достаточное влияние в регионе, чтобы США предложили некоторые уступки в переговорах в другом месте в обмен на сотрудничество в Сирии и продемонстрировали своей общественности, что Россия по-прежнему является сильной державой. Поддержка России Башара Асада сыграла важную роль в предотвращении кончины режима. Теперь исламское государство находится в отступлении, и некоторая версия сирийского режима во главе с Асадом останется у власти. Роль России в этом результате дает влияние Кремля на режим Асада. Самая сложная задача режима теперь устраняет то, что осталось от суннитских мятежников, включая такие группы, как Хаят Тахрир аль-Шам, которые в июле взяли под контроль большую часть провинции Идлиб от турецкого прокси Ахрара аль-Шама.
За прошедшую неделю мы увидели два, казалось бы, аномальных события, которые являются частью стратегии по ликвидации суннитского мятежа. Сначала король Салман из Саудовской Аравии посетил Москву и подписал многомиллиардные энергетические сделки с Россией, которые будут включать как инвестиции России в Саудовскую Аравию, так и инвестиции Саудовской Аравии в Россию. Затем Хаят Тахрир аль-Шам — группа, в которой саудовцы были обвинены в поддержке, и что несколько месяцев назад он был врагом одной из прокси-групп Турции — по сообщениям, сопровождал турецких офицеров в Идлиб, поскольку турецкие разведывательные войска обследовали территории в рамках подготовки к более широкому развертыванию сил. Оба эти события указывают на то, что саудовцы могут быть готовы работать с Россией в Сирии, оказывая давление на радикальные суннитские повстанческие группы. Взамен саудовцы получат необходимую финансовую помощь в форме инвестиционных сделок. Они также подтвердят, что влияние Ирана в Сирии будет ограничено. Развертывание Турции в Идлибе является одним из способов достижения этого.
России необходимо было изолировать Хаят Тахрир аль-Шам в Идлибе, чтобы Турция могла установить контроль над территорией в рамках соглашения об эскалации, достигнутого Россией, Турцией и Ираном в сентябре. Идлиб, который близок к турецкой границе, а также Алеппо и Латакия — две ключевые провинции для сирийского правительства — не единственная территория, которую все еще удерживают повстанцы, но это последний крупный повстанческий бастион. Россия надеется, что инвестиционные сделки, подобные тем, которые были сделаны на прошлой неделе, заставят саудовцев оказать большее давление на группу. Саудовский режим напрямую не финансировал Хаят Тахрир аль-Шам, но он выглядел иначе, поскольку отдельные саудовцы оказали ему финансовую поддержку.
Россия сотрудничает с Саудовской Аравией, Ираном и Турцией, чтобы закрепиться в регионе в краткосрочной перспективе, несмотря на то, что ее интересы не увязаны с интересами этих стран в долгосрочной перспективе. Таким образом, Москва устанавливает баланс, позволяющий России играть в регионе, чтобы ни одна власть не оказывала слишком большого влияния.
Турция исторически была потенциальной угрозой для России, потому что Анкара контролирует Босфор, узкий проход, если он заблокирован, будет препятствовать доступу Москвы к Средиземному морю. Иран менее опасен для Москвы, но Россия все еще хочет ограничить влияние Тегерана на Кавказе и помешать ему слишком сильно контролировать Сирию. Таким образом, Россия будет работать с обеими странами, чтобы они могли уравновесить друг друга. Дополнительным преимуществом работы с Турцией является то, что она может помочь изолировать оставшиеся радикальные суннитские группы и предотвратить любое вмешательство со стороны Саудовской Аравии.
Стратегия России на Ближнем Востоке заключается в том, чтобы оставаться ближе ко всем другим игрокам в регионе, чем они друг к другу. Россия, однако, преследует эту стратегию не потому, что хочет быть крупным лидером на Ближнем Востоке, а потому, что она хочет как можно больше увеличить влияние. Это позволило бы предложить сотрудничать с США на Ближнем Востоке в обмен на концессии в других местах. Если США отклонят это предложение, Россия, по крайней мере, сделает ситуацию более сложной для США. Основным приоритетом России является Украина, и она воспринимает участие США в этой стране в течение последних нескольких лет как угрозу. Москва надеется, что до тех пор, пока США будут сосредоточены на Ближнем Востоке, это будет происходить.