Октябрь 2012 года
В середине октября Чарли Шрем и Эрик Вурхис принимали у себя Венсес Касарес.
«Через 5-10 лет — один биткоин будет стоить 1 миллион долларов»
en.wikipedia.org/wiki/Wences_Casares
“Биткойн заставил меня осознать: раньше я не понимал, что такое деньги”, – говорил он. Венсес уже год занимался развитием стартапа Lemon Digital Wallet, суть которого была в том, что клиенты могли хранить все свои кредитки и купоны в электронном виде на смартфоне.
На деньги от проданного стартапа в сфере интернет купил катамаран, на котором он со своей женой Бэль и детьми отправился в кругосветное путешествие. По возвращении из кругосветки они всей семьей перебрались в Кремниевую долину. Перед тем как инвестировать в биткоин заплатил 100 тысяч долларов двум знакомым хакерам из Восточной Европы, чтобы те попробовали взломать протокол Биткойна. К концу лета хакеры запросили еще времени и денег на взлом. Венсес перевел им еще 150 тысяч долларов в биткойнах. В октябре они пришли к выводу, что базовый протокол Биткойна взломать невозможно.
Во времена взросления Венсеса Аргентина практически постоянно пребывала с состоянии очередного финансового кризиса. Инфляция регулярно достигала 100 % в год. “Я думаю, что понимаю экономику лучше многих, так как вырос в Аргентине, – говорил Венсес. – Я повидал такие эксперименты с валютами, которые вы не можете себе даже представить. Я прошел курс уличной экономики, а не сухой академической теории”. Сотрудник магазина только и делал весь день, что менял ценники на полках. Не потратить деньги немедленно на тот момент было равносильно их потере. Из-за сильной волатильности песо люди запоминали цены в долларах, а не в национальной валюте, и еще долгое время доллар оставался самой надежной единицей расчетов в Аргентине. Ему стало понятно, что для таких стран, как Аргентина, эта цифровая валюта может стать гораздо более эффективной системой хранения денег, нежели доллар. В начале 2012 года Венсес начал приобретать крупные суммы биткойнов на Mt.Gox. Изучил несколько книг по истории денег; в особенности его заинтересовала книга “Долг: первые 5000 лет”, культовый текст, пользовавшийся популярностью у участников движения Occupy Wall Street. Антрополог Дэвид Грэбер в своей книге ставил под сомнение выводы историков и экономистов о том, что деньги стали развитием бартера. Деньги являются развитием системы учета взаимных долгов.
Отсутствие у Биткойна внутренней стоимости не имеет значения, если обратиться к истории денег. Золото использовалось в качестве денег не по причине какой-то его особенной ценности. Наоборот, оно приобрело ценность, поскольку хорошо подходило для использования в качестве денег. Напротив, мы используем золото в ювелирном деле по причине его высокой стоимости”
В глазах Венсеса Биткойн – это более простой вариант универсальной системы учета; общепризнанный регистр, где каждый мог легко отследить свои и чужие долги.
Поддержка Долины, по глубокому убеждению Венсеса, была необходима данной технологии для того, чтобы выйти в мейнстрим. Венсес убедил в преимуществах технологии одного из тех людей, чье мнение в этой области имело огромное значение, – Дэвида Маркуса, президента PayPal. Выросший во Франции и Швейцарии Дэвид был таким же чужаком в Кремниевой долине, как и Венсес. Маркус по-новому оценил аргументы Венсеса, когда он своими глазами увидел, как взлетела цена Биткойна в Аргентине сразу после вступления ограничений на переводы в силу, подтверждая его догадку о том, что аргентинцы видят в Биткойне способ обойти запреты правительства. В конце 2012 года они организовали первую в истории встречу биткойнеров в Аргентине в одном из популярных виски-баров. Биткойн появился в жизни Венсеса в определяющий период, который можно было бы назвать кризисом среднего возраста.
Венсес заинтересовал в биткоинеПита Бригера –
Пит — 15 лет проработал в Goldman Sachs, после чего дорос до поста руководителя Fortress Investment Group – фирмы, контролирующей ряд огромных частных капиталов и венчурных фондов. Был известен своими смелыми инвестициями в сфере проблемных долговых обязательств. Называл себя “собирателем финансового мусора”
Во время неформальной встречи крупнейших инвесторов Пит настоял, чтобы все поделились своими лучшими инвестиционными идеями.
“Пит, я уже говорил тебе, что поглощен Биткойном, – сказал Венсес, когда пришла его очередь. – С тех пор для меня ничего не изменилось”. Отправить цент должно быть легче, чем увидеть человека по Skype. И так оно и должно быть”.
“Впервые за все пять тысяч лет существования денег мы придумали что-то получше золота, – сказал он. – И не просто чуть лучше, а значительно лучше. Нечто еще более дефицитное, делимое и надежное. Гораздо более транспортабельное. Нечто более эффективное”.
Имея большой опыт работы с проблемными проектами, Пит мог без труда увидеть, в чем именно проблема. Чем больше он размышлял на эту тему, тем более несостоятельными казались ему современные системы денежных переводов.
Около 10 % его состояния, исчислявшегося десятками миллионов долларов, были вложены в биткойны. Пит уважительно относился к цифрам и к четким уверенным действиям.
Пит открыл счет на Mt.Gox и сразу приобрел биткойны на 100 тысяч долларов.