ЦИКЛЫ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ.
Часть 2. Память рынка.
Здравствуйте, друзья.
Этой статьёй я продолжаю серию публикаций по теме циклов на финансовых рынках. И вопрос, которую я хочу рассмотреть в сегодняшней статье, играет очень важную роль в анализе циклов. Это память рынка.
Как я писал в первой части, память рынка – это способность рынка запоминать свою реакцию на то или иное событие, что применительно к теме циклов означает способность рынка совершать циклические движения, характерные для прошлых периодов времени, под влиянием действующих циклов. И память рынка – величина непостоянная. Почему? Вопрос непростой, и я понимаю его следующим образом.
Во-первых, откуда вообще берется память рынка? Как события прошлого могут очень точно воспроизводиться сегодня? Ведь рынок уже поглотил и переварил эту информацию в прошлом. Дело в том, как я считаю, что циклы, действующие на рынке, оказывают своё влияние через людей (точнее, через психологию людей) и сопутствующие деятельности человека процессы: политику, экономику, финансы и пр. Человеческая психология если и меняется, то очень медленно, и реагирует на одни и те же события одинаково. Меняются обложки, упаковки, формы и названия событий, но реакция будет приблизительно одинакова. Всё это описано уже не единожды: страх (паника), жадность (алчность), психология масс. Т.е. реакция людей известна заранее. В любой деятельности человека тоже присутствует цикличность, и это, как мне кажется, очевидный факт. Циклы, входя в активную фазу или меняя своё направление с фазы роста на фазу снижения и обратно, создают различные воздействия на рынок и вступают во взаимодействие друг с другом. Одни циклы усиливают другие, а третьи, наоборот, начинают глушить. И это прослеживается на всех временных периодах – так проявляются фрактальные свойства рынков, в частности масштабируемость. Микро и мини циклы создают взлеты и падения котировок в рамках минуты, часа, дня, недели или месяца. Более длинные циклы задают характер движения котировок в рамках года и, например, десятилетий.
Второй вопрос: если память рынка существует, то почему она непостоянна, т.е. имеет разную историческую глубину? Ответ будет таков. На рынок одновременно воздействует большое количество активных циклов разной протяженности, и они же влияют друг на друга. Действующая их комбинация будет достаточно постоянной какое-то время – для одних рынков больше, для других рынков меньше в зависимости от индивидуальных характеристик финансового инструмента. Через некоторое время какой-либо цикл войдет в свою активную фазу или же, наоборот, выйдет из неё. Комбинация «рабочих» циклов немного поменяется. Чем больше времени проходит, тем значительнее будут эти изменения. Хорошая новость в том, что такие изменения происходят не за один день или месяц, если мы говорим о составлении циклических моделей на дневных данных для прогнозирования на несколько месяцев вперёд. И чем более долгосрочные циклы оказывают доминирующее влияние на финансовый инструмент, чем стабильнее структура компании и её политика, тем устойчивее будет комбинация действующих циклов. Простой пример: если определяющими характер движения финансового инструмента на интересующем нас горизонте прогнозирования будут двух-трёх-четырёх летние циклы, то при памяти рынка, например, 6 последних циклов, изучение 4-5 последних даст нам возможность прогнозировать общее направление на долгий период времени. А если на финансовый инструмент более активно воздействуют более краткосрочные циклы, например, продолжительностью месяц-полгода-год, то при памяти рынка те же 6 последних циклов мы сможем составить уже не столь долгосрочный прогноз.
Что важно понимать. Мы не сможем учесть влияние всех циклов. Если есть сильные долгосрочные циклы протяжённостью, к примеру, 40 лет, то для изучения их влияния на рынок нам нужна глубина истории хотя бы троекратной длины: 80 лет для изучения влияния цикла на рынок плюс 40 лет тестового периода. Итого 120 лет. Это минимально. Много ли финансовых инструментов могут похвастаться такой глубиной истории? И так ли нам важно знать этот цикл, если мы прогнозируем поведение рынка, например, на 4-5 месяцев вперед? Точно так же обстоят дела с короткими циклами: стоит ли изучать циклы продолжительностью несколько дней или часов, если нам нужен прогноз на 3-4-5 месяцев вперед? Конечно, правильно подобранные короткие циклы могут помочь детализировать траекторию движения рынка, но, во-первых, у них и структура будет быстрее меняться под влиянием новых периодов, и, во-вторых, мы очень рискуем подогнать циклы под узкий промежуток времени, и через несколько дней или неделю модель очень может стать нерабочей. Ну и трудозатраты несоизмеримы, если нам придется «перелопатить» вручную несколько сотен выбранных циклов. Решение и инструменты для его осуществления должны быть адекватны поставленной задаче. Пусть мы и потеряем в точности и в детализации, но выявить основную структуру движения рынка у нас будет больше шансов.
Когда мы говорим о памяти рынка, не стоит понимать это буквально. Память рынка мы определяем и устанавливаем самостоятельно. Например, изучая влияние циклов, мы пришли к выводу, что оптимальная память рынка равна 10 последним циклам. Т.е. мы своим решением будем учитывать только 10 последних полных циклов. Но означает ли это, что все циклы, начиная с 11-го и далее, перестанут оказывать влияние на текущий рынок? Конечно же нет. Они будут влиять, но в другой степени. Как вы знаете и помните, рынок — структура фрактальная, непрерывная. Как из песни слов не выкинешь, так и из всех существующих циклов нельзя убрать неудобный нам, чтобы он не оказывал своего влияния. Ограничивая память рынка, мы оставляем наиболее сильные, наиболее коррелирующие с рынком на текущий момент циклы. Это сильно экономит время и упрощает задачу по поиску оптимальной рабочей модели. Даже если не ограничивать память рынка, т.е. брать в расчет всю имеющуюся глубину циклов, мы получим вполне работоспособную модель. Но в некоторых деталях она будет отличаться. Слишком много обобщений будет по ряду циклов. И наоборот, если мы неправильно ограничим память рынка, то можем выкинуть из расчёта какой-нибудь важный период времени или целый цикл. Иногда, бывает, что модели, построенные на разной памяти рынка, в какой-то момент расходятся в направлении или во времени – это нормальное явление, и даже полезное, т.к. мы получаем информацию, что рынок в это точке (в точке расхождения моделей) может пойти в неожиданном для нас направлении. Но это уже относится к технике работы с циклами.
Теория украшается примерами. Сейчас я хочу продемонстрировать память рынка на рисунках. Начну с рисунка, на котором изображен график котировок НЛМК (так уж вышло, что вчера я работал с НЛМК и взял, поэтому, в качестве примера). На график наложены циклические модели, представляющие собой композит циклов с разной памятью рынка:
Чёрная линия – это прогнозная линия циклической модели, составленная на циклах без ограничения памяти рынка (в пределах анализируемого периода истории котировок). Синяя линия – это линия циклической модели, состоящая из циклов с ограничением памяти рынка 4 последних цикла на том же периоде истории. Как видим, синяя линия более точно ложится на текущий рынок, более плавно и точно повторяя траекторию движения рынка, в отличие от чёрной линии, которая не так точно повторяет движение рынка. Очень важно то, что обе циклические модели со-направлены, и, несмотря на локальные расхождения, имеют общее направление движения.