Человек, впервые познакомившийся с реалиями биржевого анализа, непременно удивится непонятному засилью экзотических техник японского происхождения. Тут тебе и de facto стандарт визуального представления котировок (Japanese Candlesticks, японские свечи), и целый выводок альтернативных типов графики (Kagi, Renko, Three Line Break), и королева индикаторных систем Ishimoku Kinko Hayo.
Надеюсь со временем поведать читателям о тонкостях практического применения всего перечисленного японского наследия, однако же начать разговор хотел бы с принципиального осмысления самого феномена увлечённости западным биржевым сообществом техниками анализа, пришедшими из страны восходящего солнца.
В качестве иллюстрации привлечём японские альтернативные типы графического воспроизведения котировок — Kagi, Renko, Three Line Break. Во-первых, они практически неизвестны за пределами биржевого сообщества, во-вторых, очень рельефно демонстрируют иллюзорную природу «нового знания», мысль о котором сразу приходит в голову при попытке объяснить популярность японских техник.
Начнём с краткого представления этих графиков.
График Каги, в отличие от японских свечей, придуманных торговцем рисовых фьючерсов Мунехиса Хомма в XVIII веке, родился относительно поздно — в 70-е годы ХIX столетия почти одновременно с формализацией традиционных для Японии фьючерсных торгов (Токийская биржа открылась в мае 1878 года).
XIX век ознаменован для Японии не столько вхождением в западную цивилизацию, сколько переломом в мышлении. Ранее культурная традиция выстраивала восприятие мира на основе метафоры, которая поднимала японскую мысль над прямолинейной реальностью с помощью красивых и вольных коннотаций. В качестве примера такой традиционной метафорической картины мира я предложу, заметьте, даже не знаменитые поэтические жанры хокку и танка, а свечной график, который по своей форме прилежно отражает реальность.
Каждая линия на графике фиксирует четыре состояния, взятые в единицу времени (от минуты до месяца и даже года): максимальную и минимальную цены, а также цены открытия и закрытия. Если закрытие торгов в единицу времени оказалось выше открытия рисуется светлая свеча, если закрытие пришлось ниже — тёмная свеча.
Метафора в японских свечах проявляется при интерпретации, ради которой, собственно, эта графическая техника и используется. Известно более сотни свечных комбинаций, которые носят поэтические названия и подают сигналы «бычьего» (рост) либо «медвежьего» (падение) рынка.
«Звезда Доджи», «Поглощающий медведь», «Молот», «Восходящее окно», «Беременная свеча» («Харами»), и т.д. — это и есть те самые традиционные для японской классической ментальности метафоры, которые используются даже для таких приземлённых вещей, как покупка и продажа фьючерсных контрактов.
Как мы уже сказали, Каги — продукт нового для Японии мышления, заимствованного из Западной цивилизации, основанной на рационализме. Первый признак этого мышления — реальность не слепо отражается в зеркале (пусть даже и украшенная поэтическими метафорами), а пропускается через некую мысленную конструкцию, систему. Каги замечательно иллюстрирует эту метаморфозу: глядя на график, очень сложно понять, как эта причудливая линия связана с реальным движением цен.
Вместо привычных цен закрытия, открытия, минимума и максимума мы находим на графике Каги череду тонких и жирных линий, связанных условными горизонтальными перемычками. Почему так жестоко? Потому что продукт рационализации XIX века — японский Каги — воспроизводит не график цены, а функцию (т.е. некое преобразование) цены от определённых правил, отлитых в систему. Вот эти правила.
Как видите, с помощью Каги мы визуализируем не изменение котировок, а непосредственно саму систему. Делается это для того, чтобы снять с биржевого трейдера ответственность по открытию торговой позиции и передать её самому графику! Определение действий происходит по незамысловатым сигналам (триггерам):
На аналогичных концептуальных принципах (визуализация правил, а не цены) строятся графические построения Ренко и Разрыв трёх линий (Three Line Break).
«Разрыв трёх линий» вместо колебаний цен фиксирует на графике размах движения этих цен. Иными словами, для того, чтобы нарисовать что-то, рынку необходимо не просто продвинуться в том или ином направлении, а продвинуться на определённую величину.
Рациональный механизм (система), лежащий в основе японского графика «Разрыв трёх линий», подобен Ренко.
Торговая система, основанная на графике «Разрыв трёх линий», тоже аналогична Ренко:
Третья японская графическая экзотика — Ренко — соединяет в себе обоих «китов» механического рационализма: из Каги берётся мера инверсии, а из «Разрыва трёх линий» — игнорирование незначительных ценовых колебаний.
Правила построения Ренко.
О торговых сигналах Ренку, полагаю, вы и сами уже догадались: если на смену чёрному кубику приходит белый — покупаем рынок, чёрный — продаём.
Теперь нам предстоит ответить на главный вопрос, без которого не было бы этой публикации: почему такая экзотика, как японские системы графического воспроизведения биржевых торгов снискали культовую популярность у западных трейдеров? Как ни парадоксально это звучит, ответ напрямую не связан с описанными выше правилами построения Каги, Ренко и «Разрыва трёх линий»! Зачем же я мучал читателей этими подробностями? Скоро узнаете!
Ключевая посылка для понимания не только популярности «японцев», но и всей биржевой реальности, звучит следующим образом. Подобно формам человеческого знания, известным как «психология» и «астрология», биржевая «наука» ни малейшего отношения к современному понимания этого термина не имеет!
Критерии научности был безоговорочно утверждены в ХХ веке и, ради упрощения анализа (только не подумайте, что я собираюсь «улучшать» Поппера), мы сведём его к стержневому условию — экспериментальной доказуемости. Если некая мыслительная система позволяет проверить её выводы, либо что-то предсказать в условиях статистически значимой повторяемости, претензии этой системы на научность можно считать обоснованными. Если не позволяет — увольте!
Ни психология, ни астрология, ни технический и фундаментальный анализ не способны подтвердить свои теории в условиях повторяемого эксперимента. На эту тему можно много дискутировать, однако сейчас перед нами стоит иная задача, связанная с типом мышления, альтернативным научному.
Если биржевой анализ не является наукой в полноценном смысле этого слова, то научное мышление не может являться его основой. Оно и не является. Единственный метод исследования, данный в ощущения биржевым трейдерам — это эмпирическая детерминация. Иными словами: мы создаём некое правило (торговую систему) и начинаем его проверять на практике. Если получается заработать, значит система действующая и её можно брать на вооружение в практическом реальном трейдинге!
Точно так же действует и астролог, и психолог в своей практике: он интерпретирует опыт. Не доказывает, а интерпретирует его, опираясь на механическую повторяемость в прошлом. Такие интерпретации, очевидно, не является атрибутом рационального (научного) мышления, и ничего кроме мифологического мышления у нас здесь на вооружении нет!
Именно это мы и наблюдаем. Сознание трейдера предельно мифологизировано. Он оперирует мифологемами, которые суть — продукты его эмпирической детерминации. Отсюда бесконечные поиски Священных Граалей и прочие прелести нашего ремесла.
Назначение мифа — компенсировать непонимание природы вещей, создать видимость детерминации. Самый примитивный вариант (и самый древний) — чистая фантазия («восход солнца — это Колесница Эоса»).
Более продвинутый способ создания эмпирической детерминации — принцип Post hoc est propter hoc («После этого означает в результате этого»). Вы не поверите, но именно на этом примитивном приёме мифологического сознания строится 99% процентов всех «техник», «систем» и «теорий» биржевой науки.
Теперь мы можем ответить на вопрос данной статьи. За 150 лет развития европейского и американского биржевого трейдинга были перепробованы тысячи графических построений, индикаторов технического анализа, нейросетевых конструкций и прочих адаптаций научного знания к интерпретации (и главное — предсказанию!) хаотичного движения биржевых котировок. Даже саму теорию хаоса Бенуа Мандельброта попытались приладить к котировкам акций.
Весь этот процесс завершился глобальным выводом: ни одна из существующих теорий сама по себе не способна демонстрировать статистически значимый, экспериментально повторяемый результат. Соответственно, успешность трейдинга (было бы наивно отрицать, что в мире живёт немало успешных трейдеров!) зависит не от «системы» (Священного Грааля), а от совокупности многих факторов: математических конструкций, индивидуальной психологии, системы управления капиталом, контроля за рисками и банальной удачи.
Забавно, но даже при таком серьёзном допущении ничего кроме эмпирической интерпретации мы добиться в биржевом трейдинге не сможем.
Этот глобальный вывод из истории биржевой «науки» совпал с популяризацией американским журналистом Стивеном Нисоном в конце 80-х годов прошлого века японской свечной техники графического воспроизведения котировок. Поначалу американским трейдерам приглянулась чисто визуальная информативность японских свечей по сравнению с традиционным столбиковым графиком (Bar Chart).
Затем публика прониклась красотой метафорического языка: все эти «падающие звезды» и «три ворона» прекрасно вписывались в образную систему мифологического мышления.
Ну а кульминацией стало обнаружение простых и прозрачных правил для входа и выхода из торговых позиций, которые принесли следом за свечами альтернативные визуальные техники — Каги, Ренко и «Разрыв трёх линий».
Разумеется все стали тестировать японскую «экзотику», которая в 90-е годы давала просто изумительный результат. Значит вот он — долгожданный Священный Грааль!
Осталось понять, почему в 90-е годы, закрепившие популярность японских графических систем, они так замечательно «работали». Тут нам на помощь и приходят детали, которые мы изучили сегодня.
Помните, что является ключевым условием построения всех трёх графических систем? Правильно — мера реверсии! Иными словами, фиксируется на графике не абы какое движение, а лишь движение сильное, превышающее либо величину «реверсии» в Каги, либо «размер кубика» в Ренко, либо «три линии» в одноименном графике. Получается, что все японские графические системы — это ничто иное, как фиксация инерции движения котировок. То есть, моментума, импульса, определяющего силу тренда!
Как, по вашему, будет вести себя торговая система, следующая за трендом (Trend Following System) в период, когда на рынке властвует мощнейший секулярный тренд? Вопрос риторический. А ведь именно таким бычьим трендом и наслаждались американские трейдеры на протяжении всего последнего десятилетия ХХ века.
Когда в начале нашего века аптренд приказал долго жить и сменился сначала муторным боковым движением, а затем и двумя грандиозными обвалами, эффективность Каги, Ренко и Разрыва трёх линий сошла на нет, но приятный осадок остался. Поэтому и сегодня японская экзотика занимает почётное место в арсенале биржевой науки, с которой непременно знакомят каждого неофита.