Когда цены на нефть были выше отметки $100 за баррель, многие из менее развитых нефтедобывающих стран, входящих в ОПЕК, решили обогатиться, взяв кредиты под драгоценную жидкость, то есть сделать тоже самое, что делают сейчас некоторые управляющие корпорациями, закладывающие раздувшиеся в цене (благодаря обратному выкупу) акции своих компаний под новые кредиты. А почему бы и нет? Даже, если цене предстоит упасть, можно просто увеличить добычу до тех пор, пока долг не будет выплачен. Однако мало кто из нефтеэкспортеров ожидал такого резкого падения цен в такой короткий промежуток времени, которое привело к тому, что стоимость их залога сократилась на 70%. Теперь эти страны оказались в ситуации, когда им в обслуживание долга приходится поставлять в 3 раза больше нефти, чем предполагалось ранее!
По информации агентства Reuters, именно это и произошло в итоге грандиозного падения нефтяных цен в 2014-2015 годах: «менее богатые нефтедобывающие страны, взявшие кредиты, которые должны возвращаться нефтью, когда цены на сырье были высоки, оказались в ситуации, когда им в обслуживание долга приходится поставлять в 3 раза больше нефти, чем предполагалось ранее.»
В результате этого финансовое состояние Анголы, Венесуэлы, Нигерии и Ирака значительно ухудшилось, создав еще большую трещину во взаимоотношениях внутри ОПЕК.
Но кроме крупно проигравших, в лице бедных коррумпированных стран-членов ОПЕК, есть и выигравшая страна, которая без промедлений предоставляла миллиардные кредиты под залог нефти, кто бы их не попросил. Китай. Тот самый Китай, который опять доказал, что возврат долгов физическими поставками, будь то нефть, золото или медь, гораздо более выгоден.
Возьмем для примера Анголу: самая большая африканская страна-производитель нефти заняла у Китая $25 млрд., начиная с 2010 года, включая $5 млрд. в декабре прошлого года. По информации агентства Reuters, Ангола вынуждена в этом году отправлять в Китай практически всю свою добытую нефть в уплату долгов.
Или Венесуэла: Китай стал главным кредитором Венесуэлы с 2007 года, выдав режиму Чавеса, а затем и режиму Мадуро невероятные $50 млрд. кредитов, включая $5 млрд. в сентябре прошлого года, под будущие поставки нефти. Хотя детали этих сделок не стали публичными, аналитики банка Barclays считают, что Каракас должен вернуть Пекину $7 млрд. в этом году, а это подразумевает ежедневные поставки 800 000 баррелей, что больше 230 000 баррелей в день, на которые рассчитывали венесуэльские власти при заключении кредитных договоров.
Нефтяные вышки на озере Маракайбо в Венесуэле
Эквадор, самый маленький производитель нефти в ОПЕК, занял около $8 млрд., которые должны быть возвращены нефтью, у китайских и тайских компаний в период с 2008 по 2015 год, согласно информации национальной нефтяной компании.
Многие страны занимали деньги у Китая (а также компании-производители такие, как Exxon, Shell и Lukoil, и компании-трейдеры такие, как Vitol и Trafigura) и обязались выплатить долги нефтью.
На сегодняшний день, по подсчетам информационного агентства Reuters, Ангола, Нигерия, Венесуэла и Курдистан должны выплатить сумму от $30 млрд. до $50 млрд. нефтью. Во времена нефти по $120 за баррель, для выплаты $50 миллиардного долга потребовались бы поставки немногим выше, чем 1 млн. баррелей нефти в день. Однако при цене $40 за баррель, для того чтобы вернуть указанную выше сумму, необходимо поставлять более 3 млн. баррелей в день.
Это ужасная новость для всех должников – экспортеров нефти, поскольку им нужно увеличить в три раза свои усилия по извлечению нефти, чтобы выплачивать те же долги. Но еще не все: эти страны столкнулись со снижением доходной части своих бюджетов, поэтому про инвестиции в нефтедобычу им пришлось вообще забыть.
«Все эти страны – Ангола, Нигерия, Венесуэла – брали деньги для своего выживания. Об инвестициях никто не задумывался. Это очень плохо отразится на долгосрочных экономических перспективах этих стран», говорит Амрита Сен, аналитик исследовательской компании Energy Aspects. «Люди смотрят на текущие объемы добычи, но, если все добытое вами сырье вы отправляете в Китай или другим потребителям в оплату своих долгов – вы не можете делать инвестиции для поддержки своей отрасли, и вы не получите выгоду от высоких цен в будущем.»
Пока бедные страны ОПЕК добывают беспрецедентные высокие объемы нефти, чтобы просто оставаться на плаву, богатые страны-участники ОПЕК воздерживаются от кредитования на таких условиях. По информации Reuters, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Катар имеют очень немного совместных предприятий с нефтяными компаниями, не заключают предоплатных сделок с Китаем и не испытывают нужду в кредитах от нефтетрейдерских компаний.
И пока нефтяные деньги следуют прямиком в казну Саудовской Аравии, бедные страны-нефтедобытчики теряют большую часть своих доходов, выплачивая долги Китаю, и не имеют средств для инвестиций в инфраструктуру и разработку новых месторождений. В итоге мы видим резкое сокращение добычи нефти в Нигерии и Венесуэле в то время, как Саудовская Аравия готовится увеличить нефтедобычу за счет новых месторождений.
Опубликовано 24.05.2016 г.