Тем не менее, прогноз по чистой прибыли за весь 2015 г. (668 млн.руб.) составлен консервативно (без учета возможного уменьшения отрицательного сальдо прочих доходов/расходов в 4К15). Предполагается, что за 4К15 предприятие получило чистый убыток в размере более 405 млн.руб., как и в 4К14.
По уставу на дивиденды по «префам» vfltp направляется 10% чистой прибыли. При этом дивиденд на акцию vfltp не может быть меньше, чем дивиденд на обыкновенную акцию vflt. В результате чистая дивидендная доходность акций vfltp за 2015 г. может составить более 12%.
Несмотря на общее падение объемов перевозки грузов на 11% в 2015 г., высокомаржинальные экспортные перевозки зерна выросли на 80% до рекордных 2 млн.т. В целом за навигацию 10 сухогрузов нового поколения выполнили около 40% всех экспортных перевозок, транспортировав 1,3 млн.т. грузов (зерно, уголь, сера), что на 23% больше показателя 2014 г.
В навигацию 2015 г. на тяжелых сортах топлива работали уже 23 судна (в том числе 10 судов проекта RSD44 и 13 буксиров-толкачей), что привело к существенной экономии средств (на горючее приходится основная доля расходов компании — более 30%). Цены на такое топливо падали.
Преобладание экспорта в структуре грузоперевозок сохранилось и в навигацию 2015 г. Соотношение экспортных и внутренних перевозок в общем объеме грузов составляет 58% и 42%. Это обеспечивает vflt рекордную рентабельность бизнеса за счет валютной выручки и полностью компенсирует потери из-за снижения грузооборота.
Минсельхоз подготовил проект стратегии развития зернового рынка до 2030 г. Базовый сценарий стратегии предусматривает рост сбора зерна к 2030 г. на 24,9% до 130,3 млн.т. При этом бОльшая часть прироста пойдет на экспорт. Как прогнозируется, экспорт вырастет на 61% до 48,3 млн.т.
По предварительным оценкам, урожай зерна в 2016 г. может остаться примерно на уровне 2015 г., что может обеспечить vflt стабильный экспортный грузооборот и в этом году.
Второй год подряд негативное влияние на общий объем перевозки грузов vflt продолжает оказывать ситуация аномального маловодья на внутренних водных путях России. В 2015 г. к мелководью Волги в районе Городца и Балахны добавились проблемы с глубинами на Дону.
Пока прогнозы по водности в навигацию 2016 г. более позитивные. Так, в этом году весеннее половодье ожидается обильнее, чем в прошлом году. По предварительным данным Росгидромета, в марте приток воды в большинство водохранилищ на Волге и Каме ожидается больше нормы. В Рыбинское, Горьковское и Чебоксарское водохранилища ждут воды в 1,2-1,3 раза больше среднемноголетних значений, в Куйбышевское и Камское – в 1,7-2,6 раза. По данным РусГидро, в марте в водохранилища Волги и Камы поступит примерно в 1,5 раза больше воды, чем обычно.
Также сообщается, что в конце февраля в бассейне Волги запас воды в снежном покрове достиг 103% нормы.
Недавно Правительство утвердило стратегию развития внутреннего водного транспорта до 2030 г. Среди ключевых целей стратегии — создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт. При этом реализовать стратегию планируется в два этапа: первый этап — до 2020 г., второй этап — в период с 2021 по 2030 г.
Общий объем финансовых ресурсов (с учетом НДС) по программе составляет 1,9-2,3 трлн.руб., в том числе федеральный бюджет — 738-739 млрд.руб., внебюджетные источники — 1,2-1,5 трлн.руб.
В первую очередь, государственные капитальные вложения предусматривается выделять на реализацию проектов реконструкции внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.
Запланирована реализация крупных инфраструктурных проектов: строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге и Багаевского низконапорного гидроузла на реке Дон. По словам руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта г-на Олерского, в 2016 г. планируется начать строительство Багаевского и Нижегородского гидроузлов.
Сроки для их проектирования и строительства — до 2019-2020 гг.
Это позволит значительно повысить пропускную способность Единой глубоководной системы (ЕГС) Европейской части России и решить проблему маловодности Волги и Дона. К 2030 г. грузовая база внутреннего водного транспорта может более чем удвоиться.
В настоящее время эксплуатируемая сеть внутренних водных путей России имеет самую большую протяженность в мире и составляет более 101,7 тыс.км.
Тем не менее, на долю внутреннего водного транспорта в РФ приходится менее 1,5% от общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта. Для сравнения в Германии этот показатель составляет 11%, Нидерландах — 34%, Франции — 10% при устойчивой тенденции роста речных перевозок.
Акции vflt(p) включены в Модельный дивидендный портфель.