Fitch, Moody's и S&P, скорее всего, не будут аккредитовываться при ЦБ, то есть их рейтинги по национальной шкале будут недействительны. Однако они смогут по-прежнему присваивать международные рейтинги, которые используются на мировом рынке капитала
Рейтинги потеряют силу
Агентство Fitch Ratings не исключает, что прекратит присваивать в России рейтинги по национальной шкале, пишет Bloomberg со ссылкой на главу аналитической службы международного рейтингового агентства Йена Линнелла. Это означает, что Fitch, скорее всего, не будет создавать дочернюю компанию (сейчас в России действует филиал агентства) и аккредитовываться при Центробанке, как требует принятый в прошлом году закон о рейтинговых агентствах.
Тем самым национальные рейтинги Fitch потеряют силу на территории России, при этом агентство продолжит присваивать международные рейтинги российским компаниям. Создание российской «дочки» означает, что рейтинговый комитет для принятия решений по рейтингам должен находиться в России, а не за рубежом, как сейчас.
«Мы не ожидаем, что это (отказ от национальных рейтингов. — РБК) повлечет значительные последствия для нашего присутствия в России, — сообщила РБК глава пресс-службы Fitch Ребекка О'Нил. — Большинство российских эмитентов стремятся получить как национальные, так и международные рейтинги. Мы ожидаем, что спрос на международные рейтинги останется».
Время для «взвешенного решения»
От аккредитации и, как следствие, присвоения национальных рейтингов также, вероятно, откажутся в России и два других международных агентства — S&P и Moody's. Об этом РБК рассказал источник, близкий к Центробанку. Источник, близкий к S&P, подтвердил РБК, что агентство склонно отказаться от создания «дочки» в России. Так же может поступить и Moody's, судя по словам источника, близкого к этому агентству.
«Эта тема обсуждалась на одном из совещаний в ЦБ в октябре [2015 года], — рассказывал РБК еще в конце прошлого года источник в одном из международных рейтинговых агентств. — Причина — как в требованиях российского закона, так и в установке европейского регулятора на делокализацию». «Банк России продолжает переговоры со всеми тремя агентствами. У всех еще есть время принять взвешенное решение», — сказал собеседник РБК, близкий к ЦБ.
«В настоящее время Центральный банк Российской Федерации продолжает формировать и совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности рейтинговых агентств в России, — ответила пресс-служба S&P на запрос РБК о планах агентства по работе в России. — Мы ведем непрерывный диалог с Банком России, в том числе и по вопросу создания дочерней компании в России, и в конечном итоге примем то решение, которое позволит нам наилучшим образом вести свою деятельность в России и соответствовать текущему регулированию рейтинговых агентств».
Прямой конфликт
Закон о рейтинговых агентствах вступает в силу в 2017 году. Он требует от всех международных агентств создать дочерние компании в России, если они хотят выставлять рейтинги по национальной шкале — те, которые используются внутри страны, например при размещении госсредств или при кредитовании в ЦБ.
Закон также запрещает агентствам отзывать кредитные рейтинги, присвоенные по национальной шкале, в связи с решениями органов власти иностранных государств. Это требование закона приводит к коллизии: международные агентства вынуждены выбирать между выполнением российского законодательства и законодательства стран, где находятся их штаб-квартиры (в США и Великобритании). «Мы как глобальная компания, которая должна соблюдать законы США, поставлены в ситуацию, когда в случае введения санкций против российских клиентов нарушим либо российское, либо международное законодательство», — сказал Линнелл в интервью Bloomberg.
«Новое законодательство требует, чтобы Центральный банк России одобрял наши решения о присвоении и отзыве национальных рейтингов. Это поставило бы нашу дочернюю компанию в прямой конфликт с нашими нормативными обязательствами на уровне материнской структуры», — добавила Ребекка О'Нил.
По закону, вступающему в силу в 2017 году, иностранные рейтинговые агентства могут работать в России либо через филиалы и присваивать международные рейтинги, либо создать в России «дочку», которая будет соответствовать новым требованиям российского законодательства и присваивать рейтинги по национальной шкале. Из-за требований нового закона расходы международных агентств должны существенно вырасти, что может оказаться экономически нецелесообразным в ситуации, когда нет предпосылок для роста рынка.
До принятия закона ЦБ заявлял, что не будет учитывать снижение рейтингов агентствами «большой тройки», которое они сделали после 1 марта 2014 года, то есть с момента ввода российских войск в Крым, и после 1 декабря 2014 года, когда генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что поддерживает западные санкции в отношении России и хотел бы, чтобы к ним присоединилось как можно больше стран.
Заместитель генерального директора Национального Рейтингового Агентства Алексей Венчаков полагает, что ряд требований нового закона не вписывается в бизнес-стратегию международных рейтинговых агентств. Однако, по его мнению, это серьезно не изменит доли рынка рейтинговых услуг у основных игроков, так как международные агентства все равно смогут присваивать контактные рейтинги надежности и кредитоспособности из зарубежных офисов. «Основной отток клиентов в России пройдет за счет компаний, которые использовали рейтинг агентств в регуляторных целях: для получения возможности инвестировать средства пенсионных накоплений, управлять страховыми резервами и прочее», — объяснил Венчаков.
«Создание российской «дочки» означает, что агентству придется все делать с нуля, создавать свою службу комплаенса (комплаенс — соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам. — РБК), переводить на русский язык внутренние документы. Это огромная работа и большие издержки», — указывал ранее в беседе с РБК гендиректор рейтингового агентства «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков, добавляя, что большая часть компаний и банков использует рейтинги «большой тройки» на внешнем рынке.
РБК запросил официальные комментарии также у Moody's, но пока не получил ответа.
Рейтинги по национальной шкале представляют собой оценку риска национальных эмитентов и их долговых обязательств в условиях данной страны. Национальные рейтинговые шкалы характеризуют уровень риска эмитента и вероятность исполнения его долговых обязательств по сравнению с другими эмитентами в соответствующей стране. Рейтинги, присвоенные по национальным шкалам разных стран, не сопоставимы между собой. Если один эмитент получает, скажем, максимальный кредитный рейтинг по внутренней шкале одной страны, а второй эмитент — максимальный кредитный рейтинг по внутренней шкале другого государства, то уровни кредитного риска по ним, скорее всего, не совпадут.
Международная шкала рейтингов как раз предназначена для точных сравнений эмитентов из разных стран, учитывает влияние прямых и косвенных страновых рисков и позволяет сравнивать любые компании между собой.