Один из последних постов г-на Шадрина А. (http://smart-lab.ru/blog/312072.php) подтолкнул меня поделиться с уважаемой публикой своим мнением насчет понятия «инвестор» и «спекулянт». Надеюсь, что Александр Шадрин и Василий Олейник тоже присоединятся к этому обсуждению.
Суть инвестиций
Инвесторами называют, как правило, людей/компании, которые выбирают большой или бесконечный торговый период (таймфрейм). То есть они обменивают время удержания позиции на весь возможный рост курса стоимости акции, который может быть, а может и не быть, и будущие дивиденды (часть прибыли компании, выплачиваемая акционерам), которых тоже может не быть.
Как правило, инвестиции требуют диверсификации вложений, тщательный выбор эмитентов с хорошими фундаментальными показателями. Именно на инвесторов ориентированы фундаментальный анализ, стоимостное инвестирование, портфельные методы управления. Общая невысокая доходность инвесторов объясняется тем, что на разовый фантастический взлет одной акции за десятилетие приходится банкротство трех и нулевой прирост у десяти других, которые они также держат в своем портфеле. Именно поэтому среди инвесторов 10% успешных и 90% инвестирующих посредственно или с переменным успехом; кстати, очень похожую картину можно наблюдать практически в любой сфере.
Инвестиционный результат
Еще одна особенность инвестиций – это невозможность предположить, каков будет их прирост во времени. Вполне может получиться, что когда вам понадобятся деньги, допустим через 10 лет, ваших денег окажется меньше, чем было первоначально. Если посмотреть на график американского индекса широкого рынка S&P, который выглядит постоянно растущим, все возможные 10-летние временные периоды принесли бы убыток для 13% инвесторов, то есть для каждого седьмого, а если брать более короткие периоды, то доля проигравших резко возрастет. У самого известного инвестора Уоррена Баффетта были годы, когда стоимость его активов падала почти на 50%. В этом смысле банковский депозит вполне может оказаться более выгодным, чем инвестирование в акции.
Вспоминается интересный факт с островом Манхэттен. В 1626 году этот остров был выкуплен у местных индейцев голландцами за вещи, стоившие тогда примерно 24 доллара. По оценке Университета штата Орегон, эта сумма сегодня эквивалентна 500—700 американским долларам. Нынешняя оценка земель острова составляет ориентировочно 49 миллиардов долларов. Казалось бы – шикарная инвестиция!
Однако, если бы вместо покупки Манхэттена, эти же 24 доллара положить в банк под 7 % годовых, то в настоящее время этот вклад составил бы 4,6 или 10,4 триллионов долларов (берем ежегодную и ежемесячную капитализация процентов), что в 94 раза превышает нынешнюю стоимость всей земли Манхэттена, или в несколько раз превышает стоимость всей земли и всего движимого и недвижимого имущества, находящегося на острове.
Философия инвестиций
Инвестиции не предполагают выход из акции и повторный вход в нее через некоторое время – так можно упустить значительную часть роста.
Главная задача инвестора – оказаться с деньгами на магистральном направлении прогресса общества.
Главная мотивация инвестора – «хочу быть причастным к прогрессу», хочу иметь долю в «Тесле», в «Твиттере», хочу акции производителя солнечных батарей, акции биотехнологических компаний и т.д. Цена при этом не важна (что мы и видим на примере покупок в портфеле Шадрина А.), инвестору вполне можно купить акции, когда их цена бьет рекорды – это лишь подтверждает его правоту, раз акция на максимумах и всем нужна, значит надо покупать дальше.
Получается инвестор, по большому счету, не оперирует понятием «цена». Условно, он не думает, что купить луковицу тюльпана по цене дома — это дорого.
Самую большую прибыль получали поколения людей, инвестирующих сначала в конки (трамвайчики на конной тяге), затем в железные дороги, потом в предприятия, производящие военную продукцию, затем в транснациональные продуктовые корпорации, потом в компьютерные фирмы, затем в интернет-компании, и наконец, в социальные сети. Каждый раз инвесторы доводили ситуацию до абсурдной, когда надувался ценовой пузырь. Именно этим объясняется то, что виртуальная социальная сеть «Фейсбук» стоит дороже реально существующего российского нефтегазового комплекса. С точки зрения инвесторов – это нормальная ситуация, хотя это мало имеет отношения к житейской логике и адекватному восприятию реальности в принципе.
А что же биржевая торговля?
Торговля (спекулятивная купля-продажа акций) предполагает вдумчивый выбор времени для входа и выхода из позиции, и по своей сути является занятием, противоположным инвестициям.
В отличие от инвестиций:
Таким образом, торговля предполагает повторяемость ценовых уровней, спекулянта интересуют ценовые каналы, у верхних границ которого он может продать акции и начать временную игру на понижение.
В отличие от инвестирования торговля — это заработок во времени, и это справедливо для игроков всех таймфреймов, кроме инвесторов с их торговым периодом «вечность».
В отличие от инвестора трейдер — человек торгующий. Он должен зарабатывать запланированную прибыль в определенное время.
Задача спекулянта — иметь деньги практически в любой момент, готовые к выводу с прибылью. Ему не нужно 10 000% годовых за 10 лет, ему нужно 40-80% годовых, и чтобы каждый год можно было их снять и потратить.
Можно представить временную шкалу «торговля-инвестиции». Торговля начинается от среднесрочного таймфрейма (от полугода до года) и развивается до маленьких таймфреймов, где инвестирование заканчивается. Чем меньше ТФ, тем больше торговли (сутью которой является спекуляция) и меньше инвестирования. Наоборот, чем больше ТФ, тем меньше торговли (ну и умения торговать, очевидно) и больше инвестирования.
Таким образом:
А в завершение поста вопрос уважаемым читателям: если бы вам предложили сейчас купить большой ОСТРОВ рядом с Северной Америкой за 24 доллара ИЛИ положить эти 24 доллара на 300 лет в банк под 7% годовых с капитализацией процентов – чтобы вы выбрали?
P.S.Примечание: кстати, банки с такой большой историей есть: Банк Banca Monte dei Paschi di Siena на сегодняшний день является старейшим банком мира. Он был основан в Италии в 1472 году.
Спасибо за внимание.
Василий Олейник
Тимофей Мартынов
LaraM/ЛарисаМорозова/
Приглашаю уважаемых коллег тоже к обсуждению.
горизонт инвестора ограничен фактом соответствия актива инвестиционной модели. Господин Шадрин мог бы в 1940-м проинвестировать в производителя паравозов и поставить себе искусственный горизонт в 40 лет, до момента выхода на пенсию. Но где будет этот паравоз в 1980-м? Шадрин скажет — так ведь паравозный завод станет выпускать тепловозы и электровозы, да стопудово. Расскажи это инвесторам в Полароид. Очень часто при качественных изменениях в технологиях в лидеры выходят совершенно новые игроки, старые слишком проинвестированы в существующие мощности, традиции, видение и просто недоверие к новинкам, чтобы захватить долю нового рынка.
В конце 19 века в США был сумашедший бум железных дорог и сталелитейных заводов. Более 90% из них не существовали уже через 30 лет. Потом похожая история с автопроизводителями. И уверен что многие из них выглядели инвестиционно привлекательными.
Я к тому, что купил и забыл — это иллюзия для идиотов неспособных принимать сложные решения и перекладывающих отвественность на «рынок», «индекс» и тому подобное.
Но если вы посмотрите на инвестирование с другой стороны, с той где люди инвестируют что бы получить выгоду, то заметите что это совсем не является таким уж бестолковым занятием.
Опять же, остров и процент в банке посчитанные постфактум ни о чем не говорят.
Я к тому, что при оценке проекта, акции, актива куда собираются инвестировать исходят всегда из того какой доход он принесет. А не о том что куплю ка я теслу и буду ее держать до писинения :)