Теория и практика массовых коммуникаций впитала наработки многих областей, тема очень широкая. По уму PR нужно объяснять гораздо глубже, но лёгкий стиль Смартлаба вполне подходит для первоначального ознакомления в малых дозах.
Итак, поехали...
Диалог продавца с покупателем:
— Эта вещь Вам очень идёт!
— Хм… Ну, возможно...
— Возьмёте красное, синее или, может быть, зелёное?
Фальшивый выбор (ложный выбор) — это классический приём на живых продажах, о котором наверняка знают многие.
Когда клиент уже почти созрел, когда надо лишь чуть-чуть подтолкнуть человека к акту «совопокупления», так сказать, ему предлагается выбор из двух-трёх вариантов.
Рассмотрим матрицу возможностей покупателя в рамках заданных условий:
1) куплю красное
2) куплю синее
3) куплю зелёное
4) уйду без покупки
Неважно, какой из цветов выбирает клиент. Важно то, что даже в случае если каждый клиент равновероятно рассматривает все варианты и даже вариант N4 (о котором продавец умалчивает), даже так выходит три из четырёх в пользу магазина. =) Но по факту большинство людей не смогут подставить к выбору 4-й вариант.
Почему? Ну хотя бы потому, что это тоже неправильное решение! Сама задача составлена некорректно, и где-то в глубине каждый человек это понимает, но объяснить сразу себе и тем более другому человеку не успевает, поэтому ради быстрого и простого решения принимает навязанные условия – выбрать что-то из двух-трёх.
В практике массовых коммуникаций
фальшивый выбор используется всегда. Практически не бывает коммерческой или политической информационной подачи, где бы не использовался механизм
фальшивого выбора.
Президентом США будет демократ или республиканец?
Сама система ТВ-вещания предполагает исключительно
фальшивый выбор так называемых ТВ-каналов, и казалось бы, Интернет нас освободил от этого зла. Но нет.
Что мы видим в блогах сегодня: ты с либералами или ты ватник? Крымнаш или Героямслава?
И кстати, загляните в свой терминал: buy или sell? =)
В левой руке Сникерс, в правой руке — Марс,
Мой PR-менеджер — Карл Маркс!
© Ляпис Трубецкой
Да, да. Вокруг нас сплошное поле фальшивых вариантов ложных решений.
Полезно помнить, когда вам предлагают что-то подобное:
1)
Правильного ответа на неправильный вопрос не бывает.
2) Выбор делаете вы и отвечать вам, но на самом деле
это не ваш выбор.
По правде сказать, нифига всё это не помогает «клиенту», но, может быть, кому-то просто интересно или кто-то хочет лучше других делать свою работу...
Если понравилось — буду продолжать.
и правда люди думают, что третьего варианта не существует.
но не существует он только у них в голове))
Если у вас есть какие-то статистические данные, или доказательства того, что это в реале работает, любопытно было бы взглянуть.