Почему не стоит публиковать пресс-релизы накануне праздников
Не так часто, как нам хотелось бы, ПАО «Нижнекамскнефтехим» радует нас подробными сведениями о своей деятельности и рассказывает о своих ближайших планах. Вот почему, увидев существенный факт « Пресс-релиз о решениях, принятых органами управления эмитента», мы с интересом принялись его изучать.
Вначале идет перечисление рутинных вопросов, рассмотренных советом директоров компании, которые в дальнейшем неожиданно трансформируются в любопытные новости. Приведем выдержку:
«Правлению Общества осуществлять его корректировку с учетом изменения курса рубля к иностранным валютам, инфляции и по мере оформления контрактных и финансовых обязательств по программе капитальных вложений и заимствований, предусмотренных планом и рассмотреть возможность максимального использования всех потенциальных инвестиционных и финансовых ресурсов для финансирования проекта Олефинового комплекса мощностью 1,2 млн тонн в год, в том числе: – создание 100% дочернего предприятия в форме ООО с передачей всех активов, принадлежащих ПАО «Нижнекамскнефтехим»; – рассмотреть возможность размещения дополнительного выпуска акций ПАО «Нижнекамскнефтехим» на сумму, достаточную для реализации проекта; – разработать предложения акционерам ПАО «Нижнекамскнефтехим» об использовании 100% чистой прибыли на финансирование проекта за счет прекращения выплаты дивидендов на период реализации проекта».
Как все это понимать?
Начнем с того, что проект строительства Олефинового комплекса уже «оброс бородой»: компания анонсировала его давно, и в том, что она к нему вернулась, нет ничего неожиданного. Последние 15 лет Нижнекамскнефтехим активно инвестировал в собственное развитие, расширяя имеющиеся мощности и открывая новые производства. Результаты не заставили себя ждать: за эти годы чистая прибыль выросла многократно. Особо отметим, что такое развитие не загнало компанию в «долговую ловушку»; соотношение долга и собственного капитала всегда оставалось в разумных пределах, чего не скажешь, например, о «брате-близнеце» – казанском Оргсинтезе, который вследствие чрезмерной закредитованности был вынужден серьезно притормозить темпы своего развития.
Почему выбран именно данный момент? На наш взгляд, это могло стать комбинацией двух факторов. Во-первых, следствием успешной работы компании стал резко снизившийся долг – всего 3,3 млрд руб. по состоянию на конец первого полугодия, что дает большую свободу в части привлечения заемных средств на выгодных условиях. Во-вторых, судя по всему, менеджмент убедился в том, что низкий курс рубля – это надолго, а, значит, экономика проекта по сравнению с предыдущими годами существенно прибавляет в рентабельности. При этом само по себе наращивание продаж олефинов, как продукции с низкой добавленной стоимостью, не планируется: вновь произведенные объемы послужат сырьем для растущих производств пластиков и каучуков. Заявленные мощности позволяют отнести данный инвестиционный проект к «высшей лиге» в международном масштабе. Логично предположить, что после ввода в строй Олефинового комплекса финансовые показатели компании продолжат свой рост.
Также вполне естественно, что менеджмент компании предлагает частично использовать для финансирования проекта собственные средства. Это может быть как нераспределенная прибыль, заработанная к настоящему моменту компанией, так и допэмиссия акций. Учитывая, что сам проект оценивается в несколько миллиардов долларов, экономия за счет невыплаты дивидендов представляется весьма сомнительной: ежегодные отчисления по данной статье в 5-6 млрд руб. вряд ли существенны. Скорее, некоторая опасность заключается в том, что, слабо разбираясь в вопросах корпоративного управления (прежде всего, в части Модели управления акционерным капиталом), у Совета директоров может возникнуть соблазн провести допэмиссию акций по цене ниже балансовой, «передав тем самым привет» настойчивым миноритариям компании. По сути, риски миноритариев в этом случае состоят в том, какие именно акции и по какой цене будут эмитироваться. По состоянию на конец 2015 г. мы ожидаем, что балансовая цена превысит 45 рублей за акцию. До выхода анализируемого пресс-релиза обыкновенные акции уже торговались достаточно близко к этой отметке, чего не скажешь о привилегированных акциях.
Куда более странной выглядит намерение «создать 100% дочернее предприятие в форме ООО с передачей ВСЕХ активов, принадлежащих ПАО «Нижнекамскнефтехим». Это, пожалуй, самая неприятная и загадочная фраза. Если воспринимать ее буквально, то речь идет о заранее декларируемом намерении вывести все активы из компании в другую оболочку. Нетрудно предположить, что в этом случае такие действия подпадут под категорию крупных сделок со всеми вытекающими последствиями (в т.ч., необходимости выкупать акции), а также спровоцируют подачу исков со стороны миноритариев, недовольных условиями реорганизации. Не самый хороший фон для привлечения инвесторов в проект, не говоря уже о возможных проблемах с финансовым мегарегулятором.
Нам все же кажется, что указанную в пресс-релизе фразу логичнее было бы рассматривать, как неграмотно сформулированное намерение создать дочернюю компанию для осуществления крупного проекта с внесением туда необходимой части активов для его финансирования (по примеру ТАНЕКО в Татнефти). В этом случае речь идет всего лишь о рутинной внутрикорпоративной реорганизации, облегчающей привлечение банковских кредитов. Это означает, что все действия будут происходить внутри периметра консолидации ПАО «Нижнекамскнефтехим», а, значит, акционеры будут нести все риски осуществления инвестпроекта и получать последующие выгоды в пределах собственных вложений в акции компании, как это происходит при покупке любых других акций. Поэтому до разъяснений компании мы будем считать данное намерение как передачей «ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОГО ПРОЕКТА» активов.
Чем же объяснить столь странные формулировки пресс-релиза? Неграмотностью исполнителя, набиравшего его текст? «Ответкой» органов управления ПАО «Нижнекамскнефтехим» настойчивым миноритариям, внимательно следящим за тем как работает компания? Желанием «сбить» цену акций? Не знаем и не хотим знать. Давайте спишем это на предпраздничное настроение: ведь на следующий день после выпуска пресс-релиза начинался Курбан-байрам…
P.S.
Излишне говорить, что мы и раньше внимательно следили за деятельностью ПАО «Нижнекамскнефтехим», а теперь возьмемся за это с утроенной энергией. В случае нарушений наших прав мы будем защищать свои интересы в судебном порядке…
А я хотел брать НКНХ.а зачем дивов не будет стоимость не определить. Хотя своими действиями они компашку конечно не убъют, но для обычных миноров она становится неинтересна.
Кстати пре передаче активов выкуп должен быть ?