Обзор рынка от 21 сентября 2015 г
Здравствуйте!
Начну с того, что изначально не разделял мнение оптимистов по поводу сентябрьского повышения ставки в США и ранее неоднократно предполагал, что она сохранится в прежнем в диапазоне 0–0,25%. Кстати, такой точки зрения придерживалось большинство участников рынка и экспертов.
Итак, Федеральная резервная система в очередной раз проявила осторожность и не рискнула поднять ставку в сентябре. Из 10 членов Федерального комитета по открытому рынку за повышение ставок на 25 базисных пунктов выступил лишь глава Федерального резервного банка Ричмонда Джеффри Лэкер, остальные чиновники высказались за сохранение ставок.
Более того, если на июньском заседании 15 руководителей ФРС из 17 высказывались за повышение ставки до конца 2015 года, то после последнего заседания их количество уменьшилось до тринадцати.
Кроме того, для принятия решения о повышении ставки ухудшились и экономические прогнозы членов Комитета по открытым рынкам. И, наконец, один из руководителей ФРС предположил, что до конца года ставки не то, чтобы следует поднимать, а и вовсе сделать отрицательными.
Таким образом становится понятно, что позиция ФРС немного изменилась и стала более голубиной, впрочем, таковой она остаётся с момента кризиса 2007-2008 годов и в этом нет ничего удивительного. Достаточно вспомнить, как при прежнем председателе Бене Бернанке тяжело и мучительно долго принимались решения о сворачивании последней на сей момент программы количественного смягчения, хотя экономика начала восстанавливаться довольно неплохими темпами.
Какие же причины побудили Федрезерв оставить монетарную политику без изменений и даже немного смягчить свою позицию? В первую очередь, это недостаточные темпы роста инфляции, где последним примером стало снижение индекса потребительских цен в августе. Далее регулятора сильно беспокоит растущая волатильность на фондовых площадках, впрочем, такое беспокойство у ФРС было всегда, и если инфляцию в среднесрочной перспективе ещё можно разогнать до целевого уровня в 2%, то с волатильностью ничего не поделаешь, она всегда была, есть и будет.
Ещё один важный момент, который беспокоит американский ЦБ, это ситуация в мире, за которой Федрезерв неустанно следит и взвешивает возможные риски. Такие опасения не есть что-то новое, в мире постоянно что-то происходит, будь то экономическая ситуация в Китае и развивающихся странах, а также Сирия, ну и далее по списку.
В ходе пресс-конференции глава ФРС Джанет Йеллен, по сути, ничего нового не сказала. Было отмечено продолжающееся улучшение ситуации на рынке труда, а также то, что внутреннее потребление находится на достаточно устойчивом уровне, да и экономическая активность также опасений пока не вызывает.
При этом отмечался слабый рост экспорта. А ведь экспортный сектор вряд ли прибавит после укрепления доллара в случае увеличения процентной ставки!
Не прошло незамеченным и мнение одного из руководителей ФРС об отрицательной процентной ставке. Этот вопрос был задан Йеллен, на что она совершенно спокойно ответила, что это расходится с её личными ожиданиями и ожиданиями большинства коллег, но если экономическая ситуация изменится в сторону ослабления, появится необходимость в дополнительных стимулах и для этого будут использованы все имеющиеся инструменты.
Теперь хотелось бы вернуться к экономическим прогнозам Комитета по открытым рынкам ФРС, которые, как указывалось выше, ухудшились.
Так, если после июньского заседания FOMC ожидалось, что в 2015 году ставка составит 0.6%, то после последнего заседания её значение уменьшено до 0.4%. Также на 0.2%, с 1.6% до 1.4%, понижен прогноз по ставке на 2016 год.
На более долгосрочную перспективу ставка прогнозируется теперь на уровне 3.5%, вместо ожиданий 3.8%, сделанных на заседании в июне.
В сторону понижения на 0.1% пересмотрен и уровень базовой инфляции. Исходя из новых оценок ФРС, теперь только лишь в 2018 году инфляция достигнет цели регулятора в 2%, а ещё в июне ожидалось, что это произойдёт в 2017 году.
Какой вывод из всего этого можно сделать? Обещания ФРС о том, что до конца 2015 года ставки будут увеличены, пока остаются в силе, однако, смягчившаяся на последнем заседании риторика, наводит на некоторые сомнения, что такое решение будет принято в этом году.
Если всё будет нормально, и Федрезерв не отыщет очередных угроз для американской экономики, для такого неординарного и важного шага, как увеличение ставки, лучше всего подойдёт заседание, после которого будет сопутствующая данному решению пресс-конференция Джанет Йеллен. А значит, это декабрь.