Итак, теперь у нас есть этот замечательный инструмент для создания богатства, который непрерывно марширует вверх, но – и это главное НО, из-за которого большинство людей на самом деле теряют деньги на фондовом рынке – мой мальчик, это дикая и нервная езда!
В Частях 1 и 2 я представил тебе фондовый рынок акций и его потенциал по созданию богатства в очень розовом цвете. Всё, что я там написал – правда. Но, также правда и то, что:
Большинство людей теряют деньги на фондовом рынке.
Вот почему:
1. Мы паникуем в плохие времена и покупаем, когда рынок процветает.
Мы покупаем дорого и продаем дешево. Это относится ко всем нам. Это то, что связывает всех людей. Мы психологически не приспособлены преуспевать на волатильном рынке. Требуются немалые усилия воли, чтобы понять, принять и затем изменить это деструктивное поведение.
Вот отрезвляющий факт: подавляющее большинство инвесторов во взаимные фонды на самом деле получают гораздо худшие результаты от своих инвестиций, чем результаты, которые эти самые фонды показывают и публикуют. Пусть это зерно уляжется в твоей голове. Как такое может быть? — Просто мы не можем удержаться от искушения поймать «удачный момент» рынка и поэтому прыгаем туда-сюда, делая это почти всегда в неудачный момент.
Вот что по этому поводу говорит Уоррен Баффет:
«Прошлый век индекс Dow начал с 66 и закончил на 11 400. С какой стати ты умудрился бы потерять деньги на этом промежутке времени? Многим людям это удалось, потому что они пытались плясать туда-сюда».
2. Мы верим, что мы способны выбрать отдельные удачные акции.
Ты не можешь предсказать какие акции будут успешными. Но не расстраивайся. Я не могу тоже. А также более 80% из самых профессиональных профессионалов.
О, разумеется. Случайно нам это иногда удается и какое же это удивительное чувство, когда это срабатывает. Это невероятно соблазнительно. Попытка выбрать успешные акции – это интенсивный и очень мощный наркотик. СМИ и интернет ломятся от «выигрышных» стратегий, ведомых этой иллюзией.
В прошлом году я поймал удачный тренд и заработал 19% за четыре месяца на пяти акциях, которые я удачно прикупил. (Увы, я всё ещё подвержен этому пристрастию). Это почти 60% годовых. Тем временем рынок почти целый год не двигался ни в какую сторону. Да, это было эффектно. Но это невозможно повторить из года в год.
Невероятно трудно из года в год обгонять Индекс даже на мизер. Только горстке инвесторов удавалось довольно скромно обгонять его на достаточно длинном промежутке времени. Это сделало из них суперзвезд. Вот почему всем известны такие имена, как Уоррен Баффет, Майкл Прайс и Питер Линч. Вот почему я не позволяю моей случайной победе захватить мой разум. Вот почему всю тяжелую работу по росту моего портфеля я отдаю Индексным Фондам.
3. Мы верим, что мы способны выбрать успешных управляющих взаимных фондов.
Взаимные фонды акций с активным управлением (которые, в отличие от индексных фондов, работают под контролем профессиональных менеджеров) – это огромный и высокодоходный бизнес. Доходный для тех компаний, которые ими управляют.* А для их инвесторов – не очень.
Они настолько доходные, что на самом деле взаимных фондов акций по количеству даже больше, чем самих акций. Ты всё верно прочитал. Да, я тоже поражен.
На кону стоит так много денег, что инвестиционные компании без конца открывают всё новые и новые фонды, тем временем хороня те старые, что оказались неудачными. Финансовые медиа переполнены историями про успешных управляющих и их фонды, а также их рекламой. Анализируются прошлые результаты. Интервьюируются управляющие. Целые компании наподобие Morningstar строят свой бизнес на изучении этих фондов и присвоении им всяких рейтингов.
На самом деле только 20% фондовых управляющих обгонят Индекс по прошествии времени. 80% потерпят неудачу. 100% из них сдерут с тебя высокие комиссии за свои попытки. Невозможно предсказать кто из них окажется среди этих немногих 20%.
В рекламном проспекте каждого фонда есть фраза: «Прошлые результаты не гарантируют доходность в будущем». Это самая игнорируемая фраза из всего буклета. А также самая точная.
Есть один маленький «трюк», которым пользуются компании взаимных фондов. Когда один из их фондов показывает плохие результаты, они просто по-тихому его закрывают и передают активы в другой фонд, который ведет себя лучше. Плохой фонд исчезает и компания может продолжать заявлять во всеуслышание, что все её фонды – звезды. Ловко.
Взаимные фонды с активным управлением зарабатывают большие деньги. Но не для их инвесторов.
4. Мы играем не на той стороне поля.
Мммммм… Пиво.
Представь себе, что ты только что потратил несколько часов подряд на чтение содержательных статей моего блога. Несомненно заслужив награду, ты открываешь бутылку своего любимого напитка и наливаешь его в красивый холодный стакан.
Ты уже делал это раньше, поэтому знаешь, что если аккуратно наливать напиток по стенке стакана, то он почти полностью заполнится пивом и только маленьким количеством пены сверху. Попробуй налить его быстро по центру и легко получишь стакан, заполненный в основном пеной и только небольшим количеством пива.
Теперь представь, что кто-то наливает тебе стакан без твоего надзора в полном мраке, сквозь который ты ничего не можешь разглядеть. Ты совершенно не представляешь сколько там окажется пива и сколько пены. Вот это и есть фондовый рынок.
Видишь ли, фондовый рынок акций – это действительно две непохожие друг на друга вещи:
1. Это пиво: Настоящий работающий бизнес, частью которого мы можем владеть.
2. Это пена: Торгуемые листочки бумаги, цены которых яростно растут и падают в каждом моменте времени. Это фондовый рынок в телевизоре. Это рынок ежедневных отчетов о показателях акций. Это рынок, о котором говорят от Уолл-стрит до Лас Вегаса. Это рынок ежедневной, ежемесячной, ежегодной волатильности, который отправляет среднего инвестора в окно или на грань разорения.
Это рынок, который, если ты умен и хочешь заработать богатство по прошествии времени, ты должен полностью игнорировать.
Когда ты смотришь на ежедневные цены акций, то невозможно понять сколько там пены. Вот почему стоимость компаний может отвесно падать в один день и взлетать ввысь – в другой. Вот почему на канал CNBC ежедневно приглашают экспертов, каждый из которых впечатляюще, убедительно и уверенно предсказывает куда пойдет рынок на следующий день – причем одновременно все они противоречат друг другу. Это все те трейдеры, соревнующиеся в своих предположениях о том, сколько на самом деле в стакане пива и сколько пены.
По прошествии времени значение имеет только пиво.
Только пиво представляет собой настоящий, действующий, зарабатывающий деньги бизнес, который скрывается под всей этой пеной, который неустанно двигает рынок всё выше и выше.
Пойми также, что всё, чего телевизионщики хотят от этих комментаторов – это драмы. Никто не будет сидеть приклеенным к экрану телевизора, на котором рациональный человек будет рассуждать о долгосрочных инвестициях. Но засунь туда кого-нибудь, обещающего, что Dow пробьет 20 000 пунктов до конца года или, что ещё лучше – вот вот соскользнет с грани в бездну, и ребята – вот у вас и появились рейтинги!
Но всё это просто шум и он не имеет для нас никакого смысла. Мы здесь только ради пива!
В следующий раз мы поговорим об этом большом ужасном событии.
(продолжение через сутки)
Автор: jlcollinsnh, перевод мой