МОСКВА, 7 мая — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Эксперты ждут настоящего прорыва от встречи председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Владимиром Путиным и с премьер-министром Дмитрием Медведевым, которая пройдет в Москве.
Главная интрига, по их словам, состоит в том, сумеют ли стороны договориться об участии России в китайском проекте экономического пояса «Шелкового пути». Речь идет о сухопутном транспортном коридоре и соответствующей инфраструктуре, призванной улучшить сообщение Китая со странами Европы. Работы в этом направлении предполагается вести по линии Евразийского экономического союза, а не с отдельными странами. Проект задуман масштабный, и китайская сторона ждет от России долгосрочного стратегического участия в нем.
В ходе визита стороны подпишут ряд соглашений, которые должны существенно расширить взаимодействие в энергетике, авиации, налоговой и финансовой сфере. Всего будет подписано около 40 совместных документов. Могут быть достигнуты соглашения по нефти и газу – эти вопросы также в повестке дня.
Юани потекут рекой
Уже известны параметры ряда запланированных к подписанию контрактов. Так, Российский фонд прямых инвестиций, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) и один из крупнейших банков КНР China Construction Bank (CCB) договорились о создании механизма, позволяющего в разы увеличить кредитование РФ китайскими банками. Пока банки КНР подходят к этому консервативно, но новый механизм позволяет при большем риске получать и большую доходность, отметил глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Российские партнеры выступают как сторона-страхователь, которая в случае форс-мажора получает выплаты в последнюю очередь. Уже обсуждается получение в таком формате денег для холдинга СИБУР и одной металлургической компании. Российские банки получить кредит на таких основаниях пока не смогут.
Стороны договорились и о создании российско-китайского инвестиционного банка. Он займется привлечением китайского капитала в российские компании. Планируется широкий спектр услуг в инвестиционно-банковском бизнесе. В частности, банк займется слияниями и поглощениями с акцентом на приток китайских стратегических инвесторов в российские компании. Речь идет и о привлечении долгового финансирования, в том числе организации займов от китайских банков и размещении корпоративных облигаций на азиатских фондовых рынках. Инвестбанк поможет российским компаниям выходить на публичные рынки Китая – возможно, уже в конце 2015 года. Он будет оказывать все виды услуг на рынке акционерного капитала, включая организацию листинга, первичных и вторичных размещений ценных бумаг на фондовых рынках Китая, пояснили в РФПИ.
Поезда в обмен на самолеты
Планы России по строительству транспортных объектов, в том числе, трансевразийской железной дороги, согласуются с китайской идеей «Шелкового пути». В пятницу ожидаются подвижки и в этом направлении. Так, должен быть подписан меморандум по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Китай может сверх предполагавшихся ранее 300 миллиардов рублей выделить еще 52 миллиарда рублей под госгарантии РФ. В рамках меморандума российская сторона согласилась на использование в проекте китайских технологий и оборудования. Эксперты ранее отмечали, что создание консорциума с КНР – единственная возможность для России запустить проект в ближайшие несколько лет. Его стоимость составляет 1,7 трлн руб, и у нас таких денег нет и не предвидится.
В лице Китая Россия нашла покупателей до 100 пассажирских самолетов SSJ-100. Это в два раза больше, чем на сегодняшний день передано заказчикам. Правда, твердых контрактов на самолеты пока нет. Для поддержки их продаж в КНР и Юго-Восточной Азии будет создана лизинговая компания. Она приобретет самолеты и будет заниматься их дальнейшим обслуживанием. Общая стоимость сделки может составить 3,6 миллиарда долларов.
Мясо, зерно, молоко
Еще одно направление совместной работы – сельское хозяйство. РФ и КНР создают фонд объемом в 2 млрд долларов для инвестиций в проекты АПК. В основном это будут деньги китайских институциональных инвесторов, в том числе со значительным опытом инвестиций в агросектор. В настоящее время изучается около 10 проектов, в том числе, касающихся Дальнего Востока.
Совместные инвестпроекты в сельском хозяйстве уже реализуются, в частности, в Омской, Томской, Воронежской областях, Забайкальском крае, Приморском крае, Амурской области и в Бурятии. Китайцы готовы инвестировать в создание зернового терминала, молочного кластера и предприятий по производству мяса. Для увеличения объемов экспорта сибирского зерна в Китай будет создан железнодорожный транзитный терминал в Забайкалье. Объем перевалки через него составит до 8 миллионов тонн в год.
Сближение России и Китая в последнее время усилилось на фоне антироссийских санкций со стороны ЕС и США. Началось оно с совместных проектов в сфере ТЭК, теперь может продолжиться и по другим направлениям. По словам Путина, отношения России и Китая достигли беспрецедентного уровня. Так ли это будет в действительности — покажет время.
http://1prime.ru
Меньше эмоций.
Кстати, Китай- единственная угроза России.