В 2014 году по миру прокатилась волна девальваций национальных валют по отношению к доллару США. Ослабились валюты развивающихся стран, в том числе России, Турции, Казахстана, Бразилии, Аргентины и многих других стран. Не стали исключением и евро, фунт, иена, норвежская крона и дру гие валюты развитых стран. Это наглядно можно увидеть по индексу доллара:
www.forexpf.ru/chart/usd_index/.
Это подтверждается и динамикой потоков капитала.
Мощный отток капитала ощутили на себе развивающиеся рынки. По сути, сейчас отток капитала происходит и в Европе. Обесценивание валют вкупе с политикой низких и нулевых процентных ставок бьет по стимулам инвестирования в том или ином регионе. Например, на фоне ослабления евро после запуска программы QE в Европе и снижением фактически до нуле ключевых ставок (а доходности по долговым инструментам вообще уходили в минус) Евросоюз получил стимул для расширения торгового баланса, но всё это восполнилось оттоком капитала. Об этом очень хорошо написано в статье Дмитрия Шагардина: http://d-shagardin.livejournal.com/120308.html.
Та же ситуация наблюдается и в Японии. Нулевые ставки и доходности вкупе с ослаблением иены серьёзно бьёт по балансу капитала этой страны, зато удалось почти привести к нулю некогда отрицательный торговый баланс. Но по Японии есть авторитетное мнение некоторых экспертов, что возможен существенный разворот потоков капитала обратно в Японию, репатриация активов. Япония уже доказывала, что в условиях даже внутренних техногенных катастроф, капитал не убегает из страны, а только возвращается. Так было в марте 2011 г. после масштабного цунами и катастрофы на АЭС «Фукусима», когда Банку Японии необходимо было проводить интервенции не в поддержку иены, а в целях сдерживания её укрепления. При нынешнем обесценении иены учитывая формально низкий риск японских активов они становятся достаточно привлекательными для инвестирования со стороны иностранных инвесторов. По Японии очень неплохая статья у Спайделла: http://spydell.livejournal.com/577675.html.
Развивающиеся страны заплатили при своих девальвациях существенным проседанием золотовалютных резервов. Резервы снизились по многим странам мира:
www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/res_str.htm. Даже в Китае произошло снижение золотовалютных резервов. Хотя с Китаем всё неоднозначно — динамика их фондового рынка показывает, что там нарастает очередной финансовый пузырь.
В мире в целом наблюдается серьёзное замедление экономического роста, что сужает и возможности для роста отдельных экономик за счёт внешнего сектора и приводит к оттоку иностранного капитала.
Как я понимаю, большая часть долларового капитала (капитала, номинированного в долларе США) возвращается обратно в США. Это хорошо видно и по динамике фондового рынка США. Интервенционная продажа долларов из золотовалютных резервов раздичных стран мира в конечном итоге обращается возвратом долларовой массы преимущественно обратно в США.
Торговый баланс США снижается, а баланс капитала растёт. Таким образом, в США возвращается масса некогда эмитированных ими для всего мира долларов. В связи с этим меня интересует такой вопрос: как будет абсорбироваться и пристраиваться эта огромная долларовая масса в экономике США?
Она может и дальше продолжать идти в фондовый рынок США, ещё больше усиливая разрыв между капитализацией американских компаний и рентабельностью и прибылями этих экономических агентов. По сути, это процесс финансовой инфляции, запущенной ещё в рамках программ количественного смягчения в США.
Но если эта долларовая масса попадёт в сферу потребления, а не инвестиций, то это обернётся потребительской инфляцией в США.
Есть ещё вариант, о котором многие говорят: долларовая масса будет оседать на счетах в виде неподвижного «кэша».
Но хочется вспомнить, что денежная масса это не просто бумага, а долг. Так или иначе эта денежная масса возвращается как долг и обращается на финансовых как долг, который требует своего постоянного обслуживания во времени. Конечно, когда растёт долговая масса, увеличивать стоимость обслуживания этого долга (то есть повышать процентные ставки) не очень правильно с позиции финансовой устойчивости. С другой стороны, монетаризм строится на том, что стерилизация излишней долговой массы производится именно повышением процентных ставок. В итоге, перед ФРС США стоит вилка: либо усиление долгового бремени и неустойчивости, либо инфляция.
С этой проблемой, по сути, сталкиваются все развитые страны, ибо при нынешних низких ставках процента и глобальном делеверидже им удалось не только восполнить объём долга, но и ещё больше его нарастить, особенно в относительных показателях к ВВП. Естественно, в такой ситуации повысить ставки и ЕЦБ, и Банку Японии, и Банку Англии и ФРС не так просто. Всё бы может было по-другому, если бы ВВП рос теми же темпами, что и долг.
Но всё же самое главное, что США может столкнуться с мощной волной возврата долгового долларового капитала, который должен быть как-то пристроен. Вопрос в том, как.
Конечно, налицо глобальный дисбаланс — объём эмитированного долга и финансовых деривативов совершенно не соответствует ни в абсолютном значении, ни в динамике реальным экономическим показателям. Но очень интересно, как пойдёт развиваться эта система дальше.
Честно говоря, мне кажется, эта ситуация благоволит только одному активу в долгосрочном плане — золоту.
Мне хотелось бы узнать мнение уважаемых смартлабовцев по этому поводу. Если мои рассуждение где-то неправильно, пожалуйста, объясните, если я не прав.