Григорий
Григорий личный блог
03 апреля 2015, 14:33

Как не надо хеджировать риски на примере ГК "Аэрофлот"

Группа «Аэрофлот» опубликовала отчетность за 2014 год, в которой раскрыла ужасающие  результаты хеджирования рисков.

Группа хеджировалась от следующих рисков:

1. Процентный, который возникает при плавающих процентных ставках по лизингу самолетов,
2. Валютный риск, который возникает при расчете за поставленные самолеты и уплате лизинговых платежей
3. Топливный риск, который возникает при увеличении стоимости топлива из-за роста цены нефти.

В итоге, за 2014 году Группа зафиксировала от этих операций 15,7 млрд рублей убытков и  60,4 млрд временной переоценки справедливой стоимости, что привело в сочетании с курсовыми разницами к тому, что Группа лишилась собственного капитала. Собственный капитал на 31.12.2014 составил минус 13,5 млрд против 55,5 млрд на 31.12.2013.

Группа отказалась раскрывать параметры произв. фин инструментов и можно только догадываться о тех изменениях справедливой стоимости, которые произойдут с  2015 году, но совершенно очевидно, что такая настройка хеджа была глубоко ошибочной. В частности, по этим причинам:

1. Ошибки  топливного хеджирования

Применялись опционы на выход из интервала цены нефти (комментарий на стр. 40 в отчете за 2012 год)
Группа хеджировалась от роста долларовой цены нефти, но в случае падения цены сама должна будет компенсировать разницу между страйком и фактической ценой. Кроме того, Группа хеджировалась по долларовой цене, не подумав, что рублевая цена нефти может не так изменится вследствие изменения курса.  Конечно, это не хедж, а источник дополнительного риска.

2. Ошибки валютного  хеджирования

Хеджировались  при помощи валютных опционов, которые, скорее всего, не были  согласованы по времени и объему с топливными опционами, либо также применен инвервал изменения курса. При том, что ситуация с курсом развивалась в пользу хеджа, Группа ничего не заработала, а отразила потерю стправедливой стоимости в 531 млн.

20 Комментариев
  • GHJK
    03 апреля 2015, 14:38
    даже в аэрофлоте лудоманят
    • Фыва
      03 апреля 2015, 15:09
      GHJK, не лудоманят, а пилят, как везде.
  • Саня
    03 апреля 2015, 15:16
    жесть
  • Tagtrader
    03 апреля 2015, 15:17
    Им надо крылышки на логотипе поменять на рога лося. Можно также дискаунтера назвать «Аэролось».
  • Данила
    03 апреля 2015, 15:18
    чем так хеджироваться лучше вообще не хеджироваться. Арсагера писала что в ЭНЕЛ в 2014 году захеджировались очень удачно: чуть ли первый в истории российского рынка случай правильного использования производных инструментов срочного рынка
  • Dr Michael Burry
    03 апреля 2015, 15:55
    Интересна судьба казначея Аэрофлота.
  • Александр Строгалев
    03 апреля 2015, 16:03
    частично расскрывает

    Группа хеджирует валютный риск, возникающий по части будущей выручки, выраженной в
    долларах США, лизинговыми обязательствами, выраженными в той же валюте. Группа
    применяет модель учета хеджирования денежных потоков в соответствии с МСФО (IAS) 39.
    По состоянию на 31 декабря 2014 г. обязательства по финансовому лизингу в сумме
    144 059 млн руб., выраженные в долларах США, были признаны в качестве инструмента
    хеджирования будущей высоковероятной выручки в той же сумме за период с 2015 г. по 2026
    г. Группа ожидает, что отношения хеджирования являются высокоэффективными, так как
    будущие оттоки денежных средств, связанные с погашением обязательств по финансовому
    лизингу, соответствуют будущим поступлениям денежных средств от захеджированной части
    выручки. На 31 декабря 2014 г. убыток от переоценки обязательств по финансовому лизингу в
    сумме 43 596 млн руб. до вычета отложенного налога, представляющий эффективную часть
    хеджирования, был отражен в составе резерва по хеджированию консолидированного отчета о
    совокупном доходе. Сумма, перенесенная из резерва по хеджированию в состав прибыли или
    убытка в период с даты начала учета операций хеджирования по отчетную дату, составила
    536 млн руб.
  • aldo
    03 апреля 2015, 16:06
    вывод-бумага дорогая, пора ей в 2009 г.
  • ICEDONE
    03 апреля 2015, 16:17
    Все потому что в госструктурах круговая порука и набор персонала не по умениям, а по блату. Взять тот же вэб или втб.
  • Медаль за отвагу
    03 апреля 2015, 16:23
    Походу в Аэрофлоте умеют только дорогие билеты продавать и гос. поддержку потом просить
    Было забавно когда они сказали, что у них нет цели снижать цены, что бы полностью закрывать борта пассажирами. Что выгоднее летать полупустыми, но по своим ценам
  • dorofey888
    03 апреля 2015, 23:08
    Таки впилили статейку про их самодеятельность! :) Зачетно. Вот бы от них получить обратную связь по поводу всего произошедшего...

    Интересно и другое. Будут ли сделаны выводы по этому поводу. Так-то операционная прибыль у них выше нуля. Если бы не химичили с этой лудоманией на срочке (хотя я по-прежнему не исключаю тут умышленных манипуляций) то чистая прибыль бы у них была…
  • Александр Минеев (vojd)
    03 апреля 2015, 23:43
    гениальный пост, респект!
  • Олайвир Стокс
    04 апреля 2015, 13:12
    Сразу мысль про то, что какие нить финансовые советники(консультанты) нашептали такие гениальные вложения, понятное дело, впарили то, что в первую очередь выгодно этим советникам, а не компании, менеджмент которой кажись ваще не вдумывался что покупает.
    Кто-то на продаже таких деривативов наварился нехило
  • Александр Шадрин
    04 апреля 2015, 18:40
    спасибо!

    Аэрофлоту и надо было захеджить основной риск — валютный, при таком объеме лизинговых платежей в долларах.

    Вот и получается американские авиакомпании в шоколаде из-за низких цен на топливо — а Аэрофлот тонет из-за девальвации и еще хэдж такой.

    По факту это банкрот. А еще в плане на приватизацию стоит.
  • Bullet
    02 сентября 2015, 00:16
    кто-то из местных десков им продал, кто -то подписался, дельту в оффшор, риски рабочего места закрыты, ежели навернется так на яхтах потусят )

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн