МВФ предоставил Украине 5 млрд. долл. в рамках нового кредитного соглашения, рассчитанного на четыре года. Однако если предыдущее кредитное соглашение 2014 года подкреплялось программой реформирования украинской экономики, то новое соглашение опирается на программу внешнего финансирования. План реформирования украинской экономики с треском провалился. Что же касается программы внешнего финансирования Украины, то основные его параметры представлены в табл. 1.
Обращает на себя внимание следующее:
1. Основная нагрузка в решении задачи преодоления финансового дефицита Украины ложится на МВФ и держателей долговых бумаг Украины, которые должны провести реструктуризацию долга;
2. Основная нагрузка в программе ложится на первый год программы (21,4 млрд. долл., или 53,5% всего финансирования за 4 года);
3. Большая часть средств финансирования предназначается для пополнения международных резервов Украины, на пополнение бюджета государства предусмотрено всего около 30%.
Начну с третьего пункта. Почему МВФ делает такой акцент на международных резервах? Главная задача новой программы – создать «валютный задел», благодаря которому Украина сможет расплатиться с внешними кредиторами. Согласно планам «хозяев денег», окончательное «закрытие» долговых проблем Украины начнется после 2018 года. Разговоры об «оживлении экономики» — лишь словесное прикрытие истинных целей программы МВФ. Это признает и министр финансов Украины Наталья Яресько, которая уже несколько раз делала заявления о том, что 40-миллиардной программы финансовой помощи для восстановления украинской экономики недостаточно. Денег нужно в несколько раз больше.
Теперь о втором пункте. Ударным годом четырехлетней программы является текущий 2015 год. Если программу не удастся запустить к середине этого года, то ее можно списать в утиль.
И тут мы переходим к первому пункту. Ключевую роль в реализации программы призваны сыграть держатели долговых бумаг Украины, на которых МВФ и правительство Украины возлагают основные надежды. Они должны провести реструктуризацию долгов, порождаемых облигациями Казначейства Украины (евробондов). Согласно планам МВФ, до начала лета 2015 года должна быть достигнута такая реструктуризация, которая в расчете на четыре года даст Украине экономию в размере 15,3 млрд. долл. О том, кто является главными держателями украинских облигаций, дает представление табл. 2.
Сопоставление ожидаемой фондом экономии от реструктуризации долга (15,3 млрд. долл.) с общей суммой долга, которой владеют держатели казначейских бумаг Украины (21 млрд. долл.), показывает: эти держатели должны почти полностью отказаться от своих требований по погашениям купонов бумаг на период после 2018 года. Такая задача практически невыполнима сразу по нескольким причинам.
1. Россия в реструктуризации долга участвовать не будет. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Впрочем, авторы программы финансирования Украины на 2015-2018 гг. на её участие и не рассчитывали. По правилам МВФ в реструктуризации долга обычно участвуют лишь частные инвесторы (государства могут в ней участвовать, проявляя «добрую волю»). Таким образом, реструктуризации подлежит лишь долг на сумму примерно в 18 млрд. долл. В истории трудно найти примеры того, чтобы с такой суммы можно было получить экономию в 15,3 млрд. долл. за 4 года.
2. Главным частным держателем долговых бумаг Украины является американский фондFranklin Resources. По разным оценкам, он приобрел украинские бумаги на сумму от 7 до 8,5 млрд. долл. В СМИ сообщалось, что он создал группу держателей бумаг, на которую приходится около 50% общего долга частных держателей украинских облигаций. Получается следующая раскладка: а) группа является держателем долга на сумму, равную примерно 9 млрд. долл.; на прочих («неохваченных») частных держателей бумаг приходится также около 9 млрд. долл. б) в упомянутой выше группе львиная доля приходится на Franklin Resources; на всех остальных — не более 2 млрд. долл. Из этого можно сделать вывод, что пока минимально необходимой консолидации частных держателей украинского долга достичь не удалось.
3. Инвестиционный фонд Franklin Resources относится к разряду «финансовых стервятников», которые не идут на реструктуризацию долга. Они обычно взрывают договоренности о реструктуризации, достигаемые другими инвесторами. Они всегда требуют погашений по номиналу долговых бумаг, т.е. в размере 100%. Вряд ли Franklin изменит своим правилам и на этот раз. Списания долга не произойдет. В лучшем случае может быть достигнута договоренность об изменении графика погашений, о начале погашений после 2018 года. Однако что будет с Украиной к тому времени? Уже сейчас Franklin Resources попал в очень неприятную для себя ситуацию. Он обычно покупает бумаги должника на самой нижней точке ее цены. В случае с украинскими бумагами он просчитался. Основную часть этого долга он покупал по ценам выше 80 центов при нынешних котировках ниже 50 центов, пишет The Wall Street Journal. Мое мнение: фонд Franklin Resources может пойти на реструктуризацию долга Украины лишь по одному параметру — процентным ставкам бумаг, которые могут быть пересмотрены в сторону понижения. А это может дать эффект в расчете на четыре года в лучшем случае около 1 млрд. долл.
Реструктуризация украинского долга не даст ожидаемого от неё эффекта в размере 15,3 млрд. долл. Отсюда вытекает, что следующего транша Международного валютного фонда для Украины в сумме 5 млрд. долл. может не последовать, а разрекламированная программа МВФ на сумму 40 млрд. долл., скорее всего, станет ещё одним примером финансового прожектёрства. Не исключаю, что в Вашингтоне во второй половине года родится на свет очередная, третья по счёту версия кредитного соглашения МВФ с Украиной