КИТ Финанс Брокер
КИТ Финанс Брокер Блог компании КИТ Финанс Брокер
17 ноября 2011, 13:48

Почему сужается спрэд между WTI и Brent


Вчера состоялось знаковое событие на рынке нефти. Канадский оператор нефтепроводов Enbridge сообщил о покупке 50% акций компании-оператора нефтепровода Seaway (1078 км) у ConocoPhillips. Более того, компания приняла решение изменить направление нефтепровода в обратную сторону ко второму кварталу 2012 года с начальной пропускной мощностью в 150 тыс. баррелей. Далее к 2013 году этот показатель вырастет до 400 тыс. баррелей.


Чтобы понять, как эта новость повлияла на расклад сил на рынке нефти, необходимо разобраться в нефтепроводной системе США.     

Рисунок 1. Нефтепроводная система США (синие линии – основные ветки нефтепроводов)
Источник: Bloomberg

Главный нефтяной распределительный центр США находится в городе Кашинг, штат Оклахома, самом центре страны. 


Рисунок 2. Город Кашинг (вид сверху), штат Оклахома, США.
Источник: Bloomberg

Отсюда нефть по трубопроводам поступает на Север и Северо-запад США, а возможности ее перекачки в обратном направлении крайне ограничены в виду технологических особенностей американских трубопроводов, т.е. движение нефти идет только в одну сторону – только в северном направлении. То же касается направления движения нефти с побережья Мексиканского залива – основного региона шельфовой добычи.

Озвученное вчера решение Enbridge о смене направления движения нефти из Кашинга в сторону побережья Мексиканского залива (через город Фрипорт) позволит транспортировать WTI в морские порты. Далее нефть можно грузить в танкера и, благодаря серьезному спрэду между ценами на европейскую североморскую Brent и американскую западнотехасскую WTI, отправлять их, к примеру, в Европу. Неплохой заработок, с учетом того, что флот нефтяных танкеров довольно большой – особенно он увеличился в последние годы (выполнены заказы 2008 года, года нефть стоила под $150 за баррель и экономическая активность была на пике).

На этот счет на сайте zerohedge.com можно почитать мнение аналитиков JP Morgan, которые уже через три часа после объявления информации от Enbridge, поменяли свои прогнозы по динамике нефти на ближайшие года. В банке ожидают среднегодовой цены по WTI на уровне $110 за баррель в 2012 году и $118 за баррель в 2013 году, при этом спрэд между двумя марками нефти  составит $5 и  $3 за баррель, соответственно. Согласно прежним оценкам JP Morgan, спрэд должен был сохраниться на уровне  $10 за баррель в 2012 году, и сузиться до $7 за баррель в 2013.

Согласно оценкам JPM стоимость доставки от Кашинга до побережья Мексиканского залива сейчас колеблется между $5 и $8 за баррель, в зависимости от вида транспорта (железнодорожный или автомобильный). После смены направления нефтепровода Seaway стоимость транспортировки может снизиться до $1,5 за бочку американского “черного золота”.

Немного об истории спрэда между WTI и Brent.


График. Спрэд между марками нефти Brent и WTI ($)
Источник: Bloomberg

В качестве главной причины разбалансировки спрэда между WTI и Brent в ноябре 2010 года считается запуск новой ветки в нефтепроводной системе США. В I квартале 2011 канадская компания Transcanada, крупнейший акционер TransCanada PipeLines, владеющей большей частью газо- и нефтепроводоводной системы Канады и США, запустила новую ветку трубопровода Keystone, которая соединила Стил Сити, штат Небраска, с Кашингом, штат Оклахома (см. рисунок 3). После расширения трансканадского трубопровода Keystone, еще больше канадской нефти пойшло в Кашинг. Пропускная способность этой ветки — 156 тыс. баррелей нефти в день, а всего нефтепровода Keystone увеличилась с 435 тыс. барр./день до 591 тыс. барр./день.
Таким образом, запасы в Кашинге получили новый источник пополнения, что оказало  дополнительное  давление на котировки WTI в 2011 году и поддержало отрицательный спрэд между WTI и Brent. Ситуация еще осложняется и тем, что из Кашинга нефть по трубопроводам поступает на Север и Северо-запад США, а возможности ее перекачки в обратном направлении крайне ограничены в виду технологических особенностей американских трубопроводов, т.е. движение нефти идет только в одну сторону.

Как предполагалось в начале 2011 года, эта ситуация могла бы исправиться только к 2013 году, года будет введен в строй трубопровод Keystone XL, который соединит Канаду и западный Техас через Кашинг. Этот трубопровод поможет в реализации нефти и нефтепродуктов на новом рынке сбыта в районе Мексиканского залива, а именно в Порт Артур в Хьюстоне. Его пропускная способность составит порядка 700 тыс. барр./день.

 
Рисунок 3. Нефтепроводная система Keystone  и KeystoneXLв США
Источник: TransCanada

С другой стороны, на стоимость нефти марки Brent не влияет рост запасов нефти в Кашинге, и различия между двумя контрактами заставляет задуматься, не является ли цена Brent более достоверным отражением ситуации на рынке.

Однако большинство расчетов по смеси Brent сегодня происходит деньгами, а не нефтью. К нему привязано 2/3 нефтяных поставок в мире. По WTI расчеты проходят в большей степени физическими поставками, при этом возможности поставок WTI на мировой рынок сильно ограничены. Несмотря на то, что WTI считают более качественной, сложности с поставками на мировой рынок привели к падению доли WTI в установлении цен на нефть в мире — по различным оценкам, в 2010 году смесь Brent являлась индексной для 70% мировой нефти, а в 2009 году доля составляла 65%. 


Шагардин Дмитрий
Аналитик Отдела рыночного анализа и консультаций.
 
13 Комментариев
  • Malik
    17 ноября 2011, 14:25
    Интересно +
  • Игорь
    17 ноября 2011, 14:47
    жду с нетерпением, желательно больше подробностей)
  • GTE
    17 ноября 2011, 16:02
    +1000500
  • xTestero
    17 ноября 2011, 16:05
    А зачем качать с кашинга в залив, когда нефть уже там — добытая с шельфа, и которую щас гонят, судя по тексту на север?
      • xTestero
        17 ноября 2011, 18:02
        BrokerKITFinance, ну как вариант что заводы под мексиканскую нефть заточены…
      • ФИО: Vialcola
        17 ноября 2011, 18:35
        BrokerKITFinance, А логистику на пробовали привентить, поставки в Кашинг под фьючи постоянны и должны быть запасы определенного уровня, а вот куда эти запасы раскупают в этом и дело.
  • Игорь
    17 ноября 2011, 16:05
    шикарный обзор!) побольше бы таких на сайте
  • apll
    17 ноября 2011, 16:23
    если чо туда бомбу.
  • moneymaker
    17 ноября 2011, 16:39
    отличный пост, плюсанул!
    • moneymaker
      17 ноября 2011, 16:40
      moneymaker, сам искал на западных источниках инфу относительно причины такого спреда в начале лета, но думаю многим смартлабовцам эта инфа в новинку
  • SPECULARI
    17 ноября 2011, 16:49
    Интерестно, спасибо! :)
  • ФИО: Vialcola
    17 ноября 2011, 18:33
    Б… да почему у этого поста 15 плюсов, а у моего не столь развернутого, но более оперативного (что важней?) о том что труба стала реверсивной и это причина движения лайта, даж 5 не набралось?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн