http://top.rbc.ru/finances/06/02/2015/54d4ba5e9a7947f3f2f1c693
Принимая в конце января решение снизить ключевую ставку на 2 п.п., Банк России ориентировался на данные по недельной инфляции, которые в итоге оказались неполными и неверными, пишут аналитики Sberbank CIB
В январе аналитики Sberbank CIB увидели рекордное расхождение между недельной и месячной статистикой по инфляции. «Согласно официальным данным Росстата, индекс потребительских цен за январь вырос на 3,9%, что стало шокирующим результатом. Если рассчитать инфляцию за месяц на основании еженедельной статистики, результат будет совершенно другим — 2,7%», – говорится в обзоре.
Принимая в конце января решение снизить ключевую ставку на 200 б. п., ЦБ РФ ориентировался на данные по недельной инфляции, которые в итоге оказались неполными и неверными, отмечают аналитики во главе с управляющим директором Sberbank CIB Евгением Гавриленковым. Разница между недельной и месячной инфляцией объясняется тем, что при расчете еженедельной инфляции используется более узкая потребительская корзина, чем при расчете инфляции за месяц. Возможно, в январе расхождения объясняются ростом цен на медицинские товары, которые не учитываются при расчете недельной инфляции, говорится в обзоре.
Ожидания ЦБ, что по итогам 2015 года инфляция составит около 10% теперь представляются чрезмерно оптимистичными, если учесть, что только за январь индекс потребительских цен вырос на 3,9%. «В исторической перспективе это возвращает нас в конец 1990-х — более значительная инфляция за месяц наблюдалась только в феврале 1999 года. Годовая инфляция в январе выросла до 15% по сравнению с 11,4% в конце декабря», – говорят аналитики.
С выводами коллег согласен главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «Думаю, что ЦБ неправильно рассчитал и динамику инфляции, и реакцию рынка. Но у регулятора были и другие мотивы: снижая ставку, регулятор стремился продемонстрировать всем, что контроль за финансовым рынком восстановлен и ситуация нормализовалась. Сказалось и давление на ЦБ со стороны Правительства, которое хотело бы видеть рост кредитования и за счет этого рост экономики», – отмечает Тихомиров, добавляя, что снижение ставки на 2 п.п. мало изменило ситуацию и, скорее всего, ЦБ в рамках озвученной политики инфляционного таргетирования придется опять повышать ставку, т.к. инфляция выйдет за пределы 15%.
Ранее председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с журналистами говорила, что снижая ставку, ЦБ ориентировался не столько на фактические данные по инфляции, сколько на факторы, которые повлияют на ее уровень в будущем. В первую очередь, это цены на нефть, которые уже значительно упали, затухающее влияние девальвации на инфляцию, а также отсутствие давления со стороны совокупного спроса из-за замедления экономики. По оценке председателя ЦБ, инфляция действительно будет большой в начале года, но потом ее уровень снизится.