В Саудовской Аравии скончался один престарелый монарх и взошел на тон другой не менее престарелый король. Казалось бы, обычная смена власти в государстве, где царит абсолютная, во много средневековая монархия. Какое нам до этого дело. Но Саудовская Аравия крупнейшая в мире страна по запасам и добыче нефти, ее лидерство в ОПЕК пока неоспоримо и именно ее политика на нефтяном рынке, по мнению многих экспертов, способствовала обвальному падению цен на мировом рынке. Было это сознательной политикой по выдавливанию конкурентов с рынка, или что-то иное, типа удушения России, сказать трудно. Но очевидно, что именно в Эр-Рияде во многом определяют динамику цен на черное золото и пока этому противопоставить остальным участникам рынка нечего. Только саудиты имеют возможность, как резко нарастить добычу нефти, так и резко сократить в случае необходимости. А учитывая очень низкую себестоимость добычи, порядка 5-7 дол за баррель, они имеют большую свободу маневра в ценовых играх.
Предыдущий король Абдалла отказался сокращать добычу нефти, что и привело к нынешнему падению цен на черное золото. И как считают многие эксперты это еще не предел. Стоит отметить, что министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими ранее заявлял, что низкие цены на нефть играют на руку Эр-Рияду и помогут сохранить свою долю на мировом рынке. Также он говорил, что даже снижение цены барреля до $20 не заставит Саудовскую Аравию изменить свою позицию. Будет ли новый монарх Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд продолжать политику своего брата пока не понятно.
Несмотря на всю риторику в поддержку низких цен, Саудовская Аравия заложила в свой бюджет на 2015 год цену барреля на уровне $80, сообщало агентство Bloomberg. Но даже при этой цене бюджет королевства останется дефицитным. Дефицит в размере почти 40 млрд долларов будет покрываться из резервного фонда судовского ЦБ, который на сегодня составляет $240 млрд. При этом не исключено, что после смерти короля Абдаллы саудовская элита решит, что цена на нефть упала до приемлемого уровня и терять собственные прибыли ради вытеснения с рынка конкурентов нет смысла. Но нельзя исключать и того, что Саудовская Аравия продолжит играть на понижение и будет ждать полного краха какого-нибудь экспортера и потери им значительной доли рынка. Пока на позицию уверенно претендует Венесуэла, для экономики которой снижение нефтяных цен оказалось наиболее болезненным. Но и российская экономика остается весьма уязвимой от нефтяных котировок.
Сейчас в Эр-Рияде определяется, что будет с рынком нефти и ценами, а от них зависит наполнение нашего бюджета, курс рубля и возможность обслуживать долги банков и корпораций. Понятно, что повлиять на решения нового короля Салмана Россия не может. Главным стратегическим союзником суннитской монархии были и остаются Соединенные Штаты. А главными стратегическими врагами шиитский Иран, Сирия и Исламское государство. Совсем недавно борьбу за лидерство на Ближнем Востоке вели суннитские монархии Персидского залива с одной стороны и Иран со своим союзником Сирией с другой. Но появление на политической карте мира террористической группировки ИГИЛ, которая провозгласила себя Исламским государство и контролирует значительную часть территорий Ирака и Сирии, смешало все карты. Сюда надо прибавить приход к власти в Йемене шиитской группировки Хути, тесно связанной с Ираном, так же может серьезно повлиять на соотношение сил в регионе. В целом, на Ближнем Востоке сейчас завязывается новый клубок противоречий, связанный с переделом сфер влияния, который при определенной «помощи извне» может привести к новой большой войне в регионе. Тогда рост цен на нефть неизбежен, как и отвлечение внимание мирового сообщества от ситуации на Украине. И то и другой было бы очень кстати для Кремля и нельзя исключать, что наши спецслужбы работают над подобным сценарием. Понятно, что подталкивать целый регион к войне – это цинично и бесчеловечно, но, как известно, полтика вообще циничная вещь и иллюзий по этому поводу строить не стоит. Большая война на Ближнем Востоке объективно нужна России больше, чем кому либо. Она бы решила почти все наши проблемы, как финансовые, так и политические. Хотя, возможно, и Штаты при определенных условиях были бы не против такого развития событий. Иначе, нас ждет длительная эпоха низких цен на нефть, в диапазоне 40-60 долларов, и большие проблемы с бюджетом и экономикой. Ставки в этой игре очень велики, а значит, цель оправдывает средства. И смена монарха в Саудовской Аравии может стать триггером процесса, результатом которого может стать серьезный передел политической карты региона и возвращение нефтяных котировок выше знаковых 100 дол за бочку .
Тушите свет и запасайтесь керосином…